17 октября 2018 года, Керчь. Россию потрясла страшная новость о жестоком массовом убийстве в политехническом колледже. Тогда погиб 21 человек и более 60 пострадали. Убийца – 18-летний (по некоторым данным – 19-летний) Владислав Росляков – сам лишил себя жизни.
Только-только улеглись воспоминания об этой трагедии, как страну всколыхнуло новое преступление. И вновь учебное заведение стало местом кровавой расправы.
Казань, 11 мая 2021 года. Обычное весеннее утро. В гимназии № 175 своим чередом идут занятия. Спокойно сидит на своем месте женщина-вахтёр, охраняющая вход в школу. Ничего не предвещает беды. Но жизнь в тот день распорядилась по-другому. Нет, не так! Кто-то решил распорядиться чужими жизнями! Невинными жизнями детей.
Около 9 утра бывший ученик гимназии – 19-летний Ильназ Галявиев – черной тенью подошел к некогда родному образовательному учреждению и открыл огонь по дверям школы, превратив их в осколки.
Осколки жизней: чужих и своей!
Ни прибежавший на шум сотрудник гимназии – Мулланур Мустафин, ни здравый смысл, ни жалость – не смогли остановить машину убийства. Убийца вошел в школу и беспощадно расстрелял всех, кто попался под его кровавую руку. И закрепил результат, применив самодельное взрывное устройство.
Дети, учителя, оказавшиеся на пути следования убийцы (9 человек) погибли, так и не поняв: как? за что? почему?
Оставшиеся в живых задают тот же вопрос!
Однако не всех привела в ужас эта трагедия. Вероятно, бессмысленная и беспощадная жестокость некоторым молодым умам показалась «настоящим поступком», который нужно, если не повторить, то хотя бы попробовать! Слава Герострата не дает покоя еще несформировавшейся личности.
И хлынула волна циничных подростковых преступлений.
21 мая 2021 года, г. Березники, Пермской области. Прошло 10 дней с момента расправы в Казани. И вот 10-классник лицея № 1 берется за оружие. На этот раз это был нож, с которым ученик напал на пожилого учителя, причинив вред здоровью.
В это же время в южной части нашей страны, в городе Таганроге Ростовской области, третьеклассник угрожает учителю расправой, изнасилованием и обещает много «кровищи».
Может показаться, что сейчас пересказывается сюжет какого-то дешевого жесткого боевика. Но, к сожалению, это реалии жизни.
В чем же причина такого поведения подростков и молодежи? Сетевое издание «Учительская газета» , изучив ваши комментарии, решило высказать свой взгляд на события, никого не оставившие равнодушными.
Заметим, что все ребята были из благополучных семей, не состояли на учете в специализированных органах (за исключением третьеклассника из Таганрога).
Более того, характеризовались как спокойные, тихие и добрые! При этом казанский стрелок И. Галявиев последнее время жил отдельно от семьи, а «любитель острого» из Березников сетовал на отсутствие близких ему людей.
Не здесь ли кроется причина? Нередко спокойный, тихий ребенок не вызывает беспокойства родителей и учителей. Учится хорошо, ведет себя еще лучше. О чем беспокоиться? И никто не задумывается, какие монстры поселились в душе подростка.
А дело, возможно, в нехватке родительской любви. Занятые работой, желанием сделать, как лучше, родители забывают о детях. И все жестокие, агрессивные действия подростка (а в последующем – и взрослого молодого человека) – это желание привлечь к себе внимание.
Не случайно нами был упомянут Герострат. Вспомним. Он тоже страдал от одиночества, нехватки любви, считал себя несчастливым, потерявшим надежду человеком. Конечно, мы знаем об этом только из литературы. Но ведь не зря автор представил именно такой образ Герострата. Видимо, таится порой что-то недоброе в душах тихих людей. И хотят они славы, самоутверждения, чтобы доказать всем, что они не «маленькие» люди. Да что там Герострат! Всем известный Раскольников убил двух беззащитных пожилых женщин, чтобы самоутвердиться: «Тварь ли я дрожащая, иль право имею», – его девиз.
Но все это наши рассуждения. А что говорят психологи о подростках, склонных к девиантному поведению.
Большинство исследований позволяют сделать вывод, что отклоняющемуся поведению подвержены молодые люди, изначально проявляющие агрессию, не соблюдающие социальные нормы и правила, склонные к вредным привычкам (примером может служить третьеклассник, угрожавший учителю насилием и «кровищей»). Мало кто говорит о тихих и спокойных детях.
Соответственно, и школьный психолог выделяет детей с делинквентным поведением. Те, кто нормально посещает школу, неплохо учится, никому не причиняет вреда, вне зоны их пристального внимания. А зачастую психолог в школе вовсе отсутствует.
Имеется много методических рекомендаций для учителей, позволяющих выявить обучающихся, склонных к террористической деятельности. На наш взгляд, их с успехом можно и нужно применять, чтобы выявить любое отклоняющееся поведение.
На что нужно обращать внимание?
Не только на демонстрацию собственной силы, истерические черты или асоциальность подростка, но и – а, может, и в первую очередь – на то, что ребенок трудно адаптируется в социальной среде, не желает завязывать отношения со сверстниками. При этом школьник может иметь как завышенную (уверенность в собственном превосходстве над окружающими и желание получить признание, славу), так и заниженную (и вновь желание что-то доказать окружающим и получить все те же признание и славу) самооценку. И особенного внимания требуют подростки, которые являются объектом моббинга со стороны одноклассников. А зачастую – это одни и те же дети. Отставание в физическом развитии, дефекты речи или внешности, неорганизованность, излишняя опека со стороны взрослых, непризнанные выдуманные заслуги – все это может служить предметом насмешек и вызвать у ребенка желание «наказать» обидчиков.
Это внутри школы.
Но, – скажете вы, – в Керчи и в Казани убийцы пришли в школу со стороны. Значит, не обеспечена полная безопасность обучающихся.
И мы, конечно, согласимся. Что могли сделать пожилой бывший учитель гимназии и женщина-вахтерша? Да, мужчина попытался заслонить собой вход в школу, но получил ранения и не стал преградой для кровавого «шествия» по школе. Да, именно женщина-вахтерша нажала тревожную кнопку и вызвала Росгвардию, видимо, сократив число жертв.
Но! Галявиев шел по улице с оружием в руках. Не в пустыне, не в зоне боевых действий, а в огромном мирном городе.
Разумеется, охрана в школе, иные меры обеспечения безопасности необходимы, но не равнодушие ли наших сограждан порой влечет за собой тяжкие последствия: не увидел, не услышал, побоялся, засомневался, не вызвал полицию. Прав был Б. Ясенский, говоря: «…бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства».
Кто знает, обрати хоть кто-то внимание на молодого человека, идущего с оружием, сообщи в полицию, и, возможно, не обсуждали бы мы сейчас очередную трагедию. Она бы не произошла.
Рассуждать можно много и долго: почему-отчего? Не воспитали, не доглядели, не уделили внимания, не восприняли какие-то «звоночки». Как в том стихотворении С. Маршака:
Не было гвоздя –
Подкова пропала.
Не было подковы –
Лошадь захромала.
Лошадь захромала –
Командир убит.
Конница разбита –
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Именно так, казалось бы, незначительные действия и проблемы влекут за собой страшную беду.
Сетевое издание «Учительская газета», как и вы, наши читатели, не осталось равнодушным к происходящим событиям. Мы решили не только высказать собственные мысли, а представить взгляд специалиста, работающего с трудными подростками. И здесь нам не обойтись без вашей помощи, без ваших суждений и вопросов, на которых мы и построим нашу беседу с профессионалом.
Если вас затронула эта тема, вы готовы к обсуждению, пожалуйста, регистрируйтесь на сайте , пишите свое мнение в комментариях и в наших социальных сетях.
Комментарии