Мой знакомый, вышедший на практику в солидную школу, посетовал: «Все хорошо, и директор толковый, только вот одно «но»: будто нарочно во всех словах ставит неверные ударения.
Спрашивает о дОсуге, интересуется затраченными средствАми, говорит об обеспечЕнии. Сначала это смешило, теперь напрягает. Пробовал поправлять – обижается». Такая ситуация не редкость: не все адекватно реагируют на поправки. А напрасно. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто, как не учитель, обязан уметь говорить правильно. Ведь его речь служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому учится строить свою речь. Если запомнить в слове «место для удара» сложно, можно прибегнуть к маленьким хитростям: зарифмовать проблемное слово с тем, которое не вызывает сомнений в произношении. Например, жалюзИ, в переводе с французского – «ревность». И точно: с помощью жалюзи вы ревниво оберегаете свое пространство от чужих глаз: Любопытные вблизи?Закрывайте жалюзИ!Что касается многострадального тОрта, зафиксируйте в памяти стабильную позицию ударения: о тОрте, три тОрта, с тОртами: Не влезаешь в шорты?Виноваты тОрты!Старайтесь в трудных случаях заглядывать в словари – орфографический, орфоэпический, там указан единственно верный или предпочтительный вариант. Кроме того, многим проще запомнить увиденный вариант, нежели услышанный. Если словаря под рукой не оказалось, сохраните эти незатейливые стихи:В бухгалтерии аврал: завершается квартАл.Чтобы вдруг не вышел спор, заключите договОр.Весь мир велик, огромен, но каждый в нем фенОмен.Кто ни в чем не знает меры, тот способен на афЕры.Модный с головы до ног, знать, листает каталОг.Есть и такие акцентологические нормы, с которыми людям бывает трудно смириться. Например, многие говорят мАстерски, перенося ударение из слова мАстер. Казалось бы, все логично, однако в данном наречии ударным является последний слог. Запомнить это поможет следующая рифма:Холостяк свои носкиПостирает мастерскИ.В одной детской песенке утверждалось: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Надеюсь, что мой веселый урок культуры речи усвоится лучше, нежели скучное перечисление незыблемых норм. Тамара СКОК, кандидат филологических наук, менеджер социально-просветительского проекта «Современный русский» Омского государственного педагогического университета
Комментарии