Чтобы стать учеником Самарской областной физико-математической школы, нужно, чтобы звезды над головой счастливо сошлись дважды: во-первых, наделили исключительными способностями и нестандартным мышлением, во-вторых, позволили родиться в одном из сельских районов или малых городов области. Детей из больших городов – Самары и Тольятти – сюда не принимают.
За будущий год она отпразднует свой хотя и маленький, но все же юбилей – десять лет, а ее первые выпускники уже получат университетские дипломы. Самое время собирать камни – бесконечные призовые места на престижных областных, зональных и всероссийских турнирах, олимпиадах, конференциях, стопроцентное поступление в вузы, лестные отзывы университетских профессоров, молву о том, что выпускники этой школы всегда сдают сессию с первого раза и только на “отлично”, ибо приучены работать много, серьезно и самостоятельно. Чего-чего, а самостоятельности этим ребятам действительно не занимать: попадая сюда уже в седьмом классе, живя в общежитии, они привыкают полагаться только на себя, зная, что твои проблемы – это твоя же частная собственность.
Школа, и в области это ни для кого не секрет, – одно из любимых детищ главы местного Департамента науки и образования Ефима Когана. Оно и понятно – ему, доктору физико-математических наук, лучше, чем кому бы то ни было, должно быть известно, что титулованными учеными не рождаются, и чем раньше встанешь на этот путь, тем тебе же лучше.
– В начале 90-х мы подумали о том, что в Москве есть физико-математическая школа при МГУ. Растят физиков и математиков – будущую научную элиту – в Новосибирске и Петербурге, – объясняет Нина Александровна Соболева, директор Самарской областной физико-математической школы. – А у нас в области что, талантливых детей меньше? Вот и решили организовать такую школу, где одаренный ребенок из сельской местности сможет найти наилучшее применение своим способностям и интеллектуальному потенциалу.
Сегодняшняя физико-математическая школа – это 152 ученика со всей области, две трети из которых, кстати, мальчишки, 23 педагога на удивление молодые, средний возраст – около тридцати. Практически все закончили Самарский госуниверситет, многие, защитившись, еще и аспирантуру. Работают здесь и преподаватели самого университета. И всем от этого хорошо: профессура присматривается к своим будущим студентам, настраивая их на нужный академический лад, ребята с самого начала привыкают к научной работе и непростым вузовским требованиям.
– Участие во всевозможных олимпиадах и защита ежегодных курсовых, а в одиннадцатом классе – выпускных проектов – это непременное условие обучения в нашей школе, – продолжает Нина Александровна. – Что самое интересное, ребята блестяще пишут не только физико-математические олимпиады, но и работы по русскому языку, литературе и истории.
В то же время мы прекрасно понимаем, что олимпиадные задания требуют определенного стиля мышления. Это не всем дано. А вот серьезная исследовательская работа по плечу всем, кто оказался в наших стенах. Поэтому уже семь лет мы проводим научно-практические конференции. Каждый – и семиклассник, и одиннадцатиклассник – должен подготовить доклад, выступить и грамотно, корректно “защититься”. Работают по секциям, под “надзором” собственных научных руководителей и университетских профессоров. С самого начала детям объясняют, что такое проблема и в чем ее отличие от цели и задачи. Учат работать с библиотечными каталогами и литературой, самостоятельно искать ответы на любые вопросы. Самое интересное, что, однажды выбрав тему, ребята ведут ее из года в год, усложняя, “копая” все глубже и глубже, унося ее с собой и в университет. А многие выпускные проекты наших одиннадцатиклассников написаны на уровне курсовых работ третьего-четвертого вузовского курса.
По словам Нины Александровны, педагоги, читающие как общеобразовательные предметы, так и спецкурсы, прекрасно понимают, что в ком-то из их питомцев больше развита “теоретическая”, а в ком-то – “практическая” жилка. На этом принципе все и строится, развивается то, что дано природой: тебе сам Бог велел работать в лаборатории, тебе же – за письменным столом.
– Нина Александровна, многих отчисляете за неуспеваемость?
– У нас нет такого понятия. Мы работаем по рейтинговой системе оценок, каждый ребенок знает, на каком уровне он находится, все очень прозрачно. Кто-то не выдерживает, понимает, что до следующего, более сложного уровня ему не дотянуть – такое есть. Но если и уходят, то только по собственному желанию, понимая, что выше головы не прыгнуть. Это, правда, случается крайне редко, все-таки у нас очень серьезный отбор и большой конкурс. В этом году уже подано 120 заявлений, а набрать нужно всего два седьмых класса, около сорока ребят.
Прием проводим в два тура. Первый – заочный. Рассылаем по районам задания, кто хочет – откликается. Прошедшие этот этап приглашаются в летнюю школу. Это ежедневные физические и математические бои, брейн-ринги, небольшие олимпиады. Прежде всего нас интересуют дети не с пятерками в аттестате, а с нестандартным мышлением: ребенок каким-то удивительным, необычным способом решает сложнейшую задачу, а потом не может объяснить, почему сделал так, а не иначе, не знает каких-то элементарных теоретических вещей, правил и формул. Но ведь это не вина его, а беда. Мы таких ребят обязательно берем: главное, повторю, нестандартное мышление, теорию всегда можно догнать и восполнить.
Внимательно следим за всевозможными областными олимпиадами по географии, биологии, химии, черчению. Их победители – также наши потенциальные ученики.
Обучение в школе бесплатное. Все, в том числе общежитие и питание, финансирует областной Департамент науки и образования. Родители платят только за спецкурсы – углубленная математика, новые информационные технологии, решение олимпиадных задач. При этом ребенок может посещать столько дополнительных занятий, сколько ему хочется. А если учесть, что большинство мам и пап бюджетники – учителя, врачи и военные, – ясно, что астрономической плата эта быть никак не может. А еще каждую осень родители везут в школу мешки с картошкой, морковкой и свеклой, чтобы внести хоть какую-то лепту в становление своих маленьких ломоносовых и ньютонов.
Кирилл РАЗУМОВСКИЙ
Комментарии