search
main
0

Мешают стереотипы. Риски на пути реализации проекта «Наша новая школа»

Национальный проект «Образование» в свое время обозначил одной из своих стратегических задач выявление и поддержку лучших педагогических коллективов, школ, учителей. Это было необходимо не только для разовой экономической поддержки, но главное – для системного выявления и стимулирования новой современной школы, нового образовательного языка, нового содержания образования. Следствием ПНПО стала новая национальная президентская инициатива – «Наша новая школа».

Положительные результаты уже есть, но насколько способны мы их увидеть и ими воспользоваться? Как определить наиболее перспективные проекты, чтобы финансовые вливания, моральная поддержка и поощрение проросли необходимыми для общества результатами? Это еще более сложная задача. А самая важная – выявление истинно нового и перспективного. Мешают стереотипы. Стереотип первый: «Школа – это классно-урочная система…» Великий Ян Амос Коменский и не подозревал, что его «Великая дидактика» станет чем-то вроде Библии, Корана или Талмуда для системы образования. Если бы он только мог предположить, что все то, что он, как учитель, изречет, превратится в вечную модель школы, он, без сомнения, бы испугался, так как система образования в отличие от других социальных институтов общества не может быть статичной и консервативной. Неудивительно, что сегодня, когда современное образование только выходит из глубокого состояния анабиоза, учителя, встроенного в этот механизм, невозможно заставить эффективно отсчитывать стремительно бегущее время третьего тысячелетия. В эпоху, когда носителями знаний были очень немногие, данная система помогла появиться в обществе новому социальному классу учителей как абсолютному, единственному и системному источнику носителей развивающей информации. Современное же поколение, живущее в безграничном информационном поле знаний, требует от учителя уже не столько развивающей информации, которой у него более чем достаточно, сколько развивающего мировоззрения. Важно понять, что классно-урочная система передачи знаний в эпоху высоких информационных технологий, когда современная цивилизация находится на границе зарождения искусственного интеллекта, не только малоэффективна и архаична, она еще и вредна как избыточная пища для полного желудка. Незаменимость и неизменность «Великой дидактики» сегодня можно объяснить либо ее образовательной эффективностью, либо стереотипом мышления. Возможно ли отправить эту систему на свалку педагогической истории? Возможно, но не нужно! Важно ее изменить. Нужно вывести из классно-урочной системы информацию и элементарные знания в другое цифровое, а возможно, дистантное пространство, а ввести туда нового учителя, носителя ценностей как образовательных, так и мировоззренческих.Только тогда возможна позитивная реакция системы образования на совершаемые реформы, действительно нужные, но порой малоэффективные.В нашем лицее создана и успешно работает модель многоуровневого развития творческих способностей учащихся от элементарного обучения к элитарному, в сущности лишившая классно-урочную систему монополии на эффективное обучение. Стереотип второй: «Мы уверены, что знаем, какие уроки в школе главные…»Глобальная проблема современного образования – несоответствие существующих приоритетов образования и приоритетов в человеческой жизни. Что собой сегодня представляет рейтинг учебных предметов в школе? Он выглядит примерно так: вначале точные науки, затем гуманитарные, после уроки естественно-научного цикла, и замыкают список физкультура, труд, музыка, изобразительное искусство. В реальной жизни человека его жизненные приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. Так было, есть и будет всегда! На безусловно первом месте – стремление к красоте как постоянное желание человека сделать свою жизнь лучше, начиная от утреннего туалета, домашней обстановки до окружающего мира, в котором он живет. А в школе одна из важнейших образовательных областей, формирующая созидательную личность и развивающая творческое, образное и абстрактное мышление, практически отсутствует. Далее следует не менее значимая эмоциональная часть жизни, позволяющая нам общаться, читать, разговаривать, наслаждаться музыкой, звуками мира, в чем нам помогают предметы гуманитарного цикла. И только затем вступают уверенной поступью в жизнь человека знания, необходимые для создания жизненных удобств, уложенные сегодня в точные науки. Они незаметно, но уверенно, как и случается с обслуживающим персоналом, стали главными в учебном процессе. Парадокс эффекта доминирования вторичного над первичным – это серьезнейшая проблема современного образования, крайне нуждающегося в появлении не директивного, а естественного интереса учащихся к процессу обучения. В Светленском лицее все пятнадцать лет рейтинг учебных предметов возглавляют предметы художественно-эстетического цикла, затем идут гуманитарные предметы, только после этого точные науки. И вместе с тем получен парадоксальный эффект – качество образования, которое измеряется по так называемым основным учебным предметам (математике, химии, грамматике), гораздо выше, чем в традиционной школе. Высокие результаты касаются также пресловутой итоговой аттестации и ЕГЭ. Причем в лицее нет специально-сортировочного отбора учащихся… Стереотип третий: «Нет пророка в своем отечестве…» Стереотип древний, как библейская истина. Печально, что он распространяется не только на взрослых, но и на наших детей и, что того хуже, на наши школы. В этом нет вины учителей, которым действительно порой сложно разглядеть сидящего в классе юного Ломоносова, Моцарта или Маркеса. В этом сложно упрекать отдельных руководителей или чиновников, сформировавшихся в определенной системе стереотипов. Они не способны преодолевать барьеры штампов и норм. Это не их вина, а в итоге большая наша беда, так как система, не ориентированная на выявление и развитие ярких и одаренных людей, выковывает интеллектуально недееспособную среднюю во всем личность. Тем самым государство обрекается на средние темпы развития, что в итоге приводит общество к совершенно не средним государственным проблемам. Мне, как учителю, всю свою жизнь посвятившему поиску эффективных форм развития творческой личности подрастающего поколения, десятки раз говорившему на всевозможных форумах и конференциях о важности качественных, глубинных изменений в системе современного образования, очень приятно понимать, что эти стратегические задачи коренного качественного изменения образования ставит сегодня Президент России. У России нет другого времени и другого шанса выйти на новые рубежи строительства свободного, могучего государства, не изменив свою систему образования, не освободившись от стереотипов. Александр САЙБЕДИНОВ, народный учитель России, первый президент Ассоциации лучших школ России, директор Губернаторского Светленского лицея, Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте