search
main
0

МЭШ: задачи и решения

​В школе студентов ждут с нетерпением. Вот и в этот раз они прилетели, как веселые феи. Несли любопытство в глазах и восторг в сердце.Пройдет неделя, и они будут трогательно стараться – готовиться к первым урокам чуть ли не круглые сутки. Волноваться. Радоваться. Переживать. Привяжутся к детям. Потом будут со слезами прощаться и проситься в гости. А сейчас они сидят на открытых уроках. Ловят каждое слово. Анализируют. Ищут смыслы. Задают вопросы. И это помогает нам самим собрать и разложить по полочкам все то, чему мы со временем и опытом научились сами…

Они ж бешеные!«А пересказ задавали?» – шестиклассник Володя не ждет ответа. Он уже играет в салки с другом. За минуту до звонка он успевает все. Порезвиться, перекусить, сделать селфи, нарисовать на нем усы, выложить в Сеть, а потом, издавая боевой клич индейца, пробежаться по коридору наперегонки. Володя непоседа. Впрочем, как и все остальные. Для большинства ребят звонок вовсе не команда «Смирно!», а лишь сигнал «Перемещаемся!». В класс врывается ураган. И так шесть раз в день. Как начать урок? Как быстро, без крика и угроз, «цивилизованно» успокоить ребят? Как переключить их с веселья на учебу?За время работы в школе я поняла: от хаоса до гармонии всего три шага. Я называю их «внимание – состояние – задание». Вот как это выглядит на практике.Шаг первый. Привлечь внимание, то есть побудить ребят смотреть в свою сторону. Проще всего это сделать с помощью возможностей МЭШ. Надо совсем ненадолго, всего секунд на десять, включить на панели интерактивное задание, которое связано с темой урока. И не спеша сделать любое передвижение объекта. Через несколько секунд среагируют почти все. Вы это почувствуете. Затихнет смех. Перестанут греметь стулья. И тут не тяните. Спрячьте задание кнопкой «Скрыть». Изображение исчезнет.Пора делать второй шаг. Передайте классу Состояние. Состояние спокойствия. На вашем лице безмятежность. Ваши движения свободные и плавные. Поговорите с ними. Ваш голос низкий. И неторопливый. И вы, немного растягивая гласные, задаете им вопросы – о них самих. Несколько вопросов. Я говорю с ними по-английски об их хобби. Об уроках. О целях и мечтах:- Do you have a dream? What is your goal? What is your hobby? What did you learn today at your Literature class?Говорю спокойно и размеренно. Ребята – как зеркало. Подхватывают. Подражают. Подстраиваются. И вот они тоже спокойны и неторопливы. Даже самые неугомонные. Они ваше отражение.Почувствуйте успех и переходите к шагу номер три. Пора подкинуть ребятам задачку. Они готовы учиться. Снова включите экран. Дайте им то самое интерактивное задание, которым «заинтриговали» в начале урока.Проболел?Вместо упражнения Федя выводит в тетради узоры. «А что тут надо делать?» – ребенок отводит глаза. Нет, он не лентяй. Просто то, что остальным «семечки», ему неподъемный булыжник. Все началось с ОРВИ, а вылилось в «полгода-по-больницам». А еще есть новенький, Витя. Для него Present Simple и Present Continuous – что-то вроде заклинания из Гарри Поттера. Как быстро и эффективно помочь каждому восполнить пробелы? Или освоить тему самому?В МЭШ уже есть масса уроков. Впрочем, наверное, многие учителя могли бы тоже снимать ролики. Сегодня в каждом смартфоне есть камера. Разнообразие программ для монтажа видео впечатляет. Просто примите решение и начните снимать! Но каким должен быть ролик, чтобы ребенок с удовольствием его посмотрел? Чтобы все понял с первого раза?Я снимаю и выкладываю в МЭШ видеоуроки по грамматике английского языка. Показываю на занятиях. Слежу за реакцией. Делаю выводы. Что вовлекает? Что вдохновляет? Что приводит к озарению? С опытом стало понятно: ребята способны воспринять многое. Важно то, как это преподнести. И вот лишь несколько идей для тех, кто хотел бы снимать ролики сам.Первое. Я заметила: то, что оформлено лаконично, усваивается лучше. Краткость облегчает понимание. Анализ таблиц, схем и списков проще, чем изучение сплошного текста. Поэтому «режьте»! Например, вместо детального определения вроде: «Видовременная форма «настоящее продолженное» используется для того, чтобы описать атмосферу, фон, на котором развиваются события; чтобы говорить о действии, которое происходит в момент речи или в текущий период, а также чтобы говорить о запланированных действиях, о которых есть договоренности, пишите компактно: «Настоящее продолженное. Зачем? 1. Сейчас. 2. Планы. 3. Фон».Со временем я взяла за правило: элементов оформления тоже минимум. Все, что появляется на экране, должно иметь смысл. Остальное отвлекает. Смайлики, анимированные персонажи и забавные изображения, с моей точки зрения, здесь лишние. Они перетягивают фокус внимания на себя. Вызывают ажиотаж. А значит, отнимают у ребят полезное время.Второе. Практика показывает: дети любят (и могут!) смотреть видео активно. По ходу фильма решать задачи. Анализировать. Давать ответы. Вот только не все ролики способны захватить ребенка. Как же сделать учебный фильм вовлекающим? Мой ответ – почаще разговаривайте с юным зрителем в своем видео. Обращайтесь к нему напрямую. Интересуйтесь его мнением. Задавайте проверочные вопросы. Например, после краткого объяснения темы «Настоящее продолженное» можно остановиться и спросить: «Помните, как по-английски называется настоящее продолженное время?» Чтобы ребята успели вспомнить и ответить, сделайте паузу – секунды 3-4. А после этого дайте верное решение: «Кто сказал Present Continuous – молодец!» Также ребята с готовностью реагируют на произнесенные за кадром фразы «Повторяйте за мной!» или «Давайте вместе проговорим предложения!».Третье. Интонация. Говорите заинтересованно. Энергично. Отчетливо. Впрочем, это база. Чтобы сделать ролики более доходчивыми, акцентируйте ключевые слова. Что я имею в виду? Когда вы напишете на бумаге закадровый текст для своего фильма, подчеркните в нем все ключевые слова. То есть самые важные слова. Слова, на которых держится смысл. Их не должно быть много. Одно-два, максимум три в каждом предложении. А когда будете озвучивать ролик, произносите ключевые слова чуть громче и чуть медленнее. Можно делать перед ними совсем небольшую паузу. А остальное говорите на одном дыхании.«Я всё!»Саша всегда выполняет задания первым. Всегда на «пять». Остальные едва успевают прочитать задание, а он уже готов. Оставишь его без дела – начнет болтать. Вертеться. Завалишь упражнениями на листочках – живо справится, потребует проверить и снова заскучает. А ведь Саша не один. У каждого из ребят свои особенности, трудности, вопросы. И на все 45 минут. Как не упустить талант? Как поддержать интерес? И какая работа будет максимально эффективной для него и комфортной для остальных?Раньше на столах у меня лежали горы книг и дополнительных материалов. Для разных ребят составлялись разные рабочие листы. Иногда их передавали из рук в руки или загружали в локальные сети. Сегодня творческие учителя со всей Москвы превращают свои наработки в ЭУП – электронные учебные пособия. Создают настоящие интерактивные сборники упражнений. Такие пособия обеспечат пищей для ума и точно не дадут скучать. В каждом из них – видеоролики, тестовые задания, «интерактивы». Все для того, чтобы ребенок мог сам освоить тему, отточить навыки и сам оценить свои успехи. У Саши уже есть планшет. Надо только открыть на нем приложение МЭШ и ввести ID-номер нужного пособия.Мы взломаем wi-fi- А я запомнил!- И я!Ребята в спешке записывают цифры, когда учитель вводит одноразовый пин-код от интерактивной панели. Думают, что это тот самый пароль от МЭШ и школьного Интернета. Ребята хотят учиться в МЭШ. Скачивать учебники. Выполнять интерактивные задания. Писать контрольные на планшетах. Вот только пароля нет. И где его взять? Самому не разобраться! Зарегистрироваться на mos.ru. Выяснить у родителей СНИЛС. Заполнить форму. Попросить классного руководителя обновить данные. Потом войти в дневник и придумать себе пароль. И это еще не все… В общем, «многоходовка». И надо хотя бы знать последовательность шагов. Но кто терпеливо и доброжелательно объяснит, с чего начать? И что делать дальше?Именно из таких наблюдений рождаются мои видеоролики. Я вижу трудности и снимаю видео, которые помогают с ними справиться. Уже почти полгода я веду видеоблог о МЭШ на YouTube. Премьера этой недели – подробная видеоинструкция о том, как ребенку войти в школьный wi-fi и приложение МЭШ через свой смартфон. Считайте QR-код, чтобы посмотреть этот ролик. Перешлите его своим коллегам. Отправьте ученикам! А дальше ребята все сделают сами.- Как подключиться к wi-fi и войти в приложение МЭШ!*  *  *Неутомимые практиканты внимательно смотрят на школьных учителей. Задают умные вопросы о смыслах. А после месяца практики, уходя, задерживаются у дверей школы. Ждут какого-то краткого, но очень важного напутствия.И тогда мне хочется сказать: «Наблюдай! Делай выводы! И действуй! Обязательно действуй…»Мария ТЮЛЯЕВА, учитель английского языка школы №1253, финалист конкурса «Учитель года Москвы»-2017, двукратный обладатель гранта за вклад в реализацию МЭШ, лауреат премии Москвы в области образованияТолько для читателей «Учительской газеты-Москва»Эту статью вы также можете послушать в электронной версии газеты. Плейлист с созданными Марией ТЮЛЯЕВОЙ видеоуроками по МЭШ – как начать работать в системе, создать свой сценарий, добавить интерактив, тестовое задание, анимацию и многое другое!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте