Подошел к концу учебный год в ШИК 16: выпускники готовятся к выпускному, остальные ученики – к длительному насыщенному отдыху, и только у нас, педагогов, работа в самом разгаре.
Сейчас мы в полном составе проходим обучение в системе Московской электронной школы. Сидим за партами, как первоклассники, слушая лекции суперсовременного преподавателя в майке популярной у подростков фирмы Vans; выполняем домашнее задание, выкраивая свободное время после проверок тетрадей; волнуемся из-за скорого экзамена, словно вместе с детьми идем сдавать ЕГЭ. На самом деле учитель никогда не перестает быть учеником. Образование не стоит на месте и каждый учебный год пополняется новыми методиками, воспитательными концепциями, электронными пособиями и приложениями. Для детей такие изменения естественны, поскольку они легко интегрируются в мир высоких идей благодаря своей уникальной способности понимать и использовать новые технологии. Учителю же в такой ситуации непросто, ему требуется усилие над собой, чтобы вникнуть в тему, подстроить свои преподавательские и воспитательские методики под новые требования и максимально эффективно использовать их. Для того чтобы стать современным педагогом, нужно в первую очередь самому учиться, а не учить. Московская электронная школа – это путь в будущее российской системы образования, где учитель ведет урок на языке своих учеников. Здесь обучение проходит при постоянном использовании интерактивной панели, компьютеров, планшетов и гаджетов. Если раньше ученик со смартфоном на уроке был головной болью для педагога, то теперь найдено эффективное средство решения данной проблемы, поскольку это устройство можно и даже нужно будет активно применять для получения хороших отметок. МЭШ объединяет в себе практически весь инструментарий учебного процесса: электронные журнал и дневник, библиотеку с огромным выбором школьных учебников и литературы (включая интерактивные материалы), сценарии уроков, тесты, таблицы, уравнения, задачи. При этом Московская электронная школа не подменяет собой классическую методику образования, а интегрирована в нее. Проверенные многолетней практикой учебники никто не отменял, а на смену учителям пока еще не пришли роботы. Преобразилась в первую очередь форма ведения урока. Она начинает приобретать не столько информационный, сколько информационно-развлекательный характер. Дети имеют доступ к огромному количеству аудиовизуального контента, который помогает лучше и проще получить и усвоить предметные и метапредметные знания. Урок больше не является скучной и нудной записью под диктовку, а становится веселой и интересной игрой, где побеждает даже не самый умный, а самый продвинутый ученик. Способность найти, принять и обработать нужную информацию – вот главная цель школы будущего. Задачей же учителя в такой ситуации становится передача не знаний, а умений ими пользоваться.Процесс внедрения технологий в образование – это вопрос не одного года и даже не нескольких лет. Так, в одной из самарских школ, где я работал, многие учителя не умели работать с электронным журналом и зачастую просили собственных учеников помочь им с выставлением оценок. Главным же парадоксом модернизации образования стало то, что он часто воспринимается педагогами и родителями в негативном свете, кажется им сложным и ненужным. Хотя на деле электронная школа создана для того, чтобы сделать жизнь каждого учителя, родителя и ученика максимально комфортной. Необходимо написать сложный отчет об успеваемости класса? Система создаст его сама за несколько секунд. Ребенок выбросил дневник? Можно ознакомиться с его отметками в Сети. Забыл взять учебник на урок? Загляни в электронную библиотеку и загрузи его на устройство. При этом МЭШ – это всего лишь один из этапов внедрения электронных технологий в систему образования. Вскоре, уверен, проекты такого масштаба появятся и в регионах, и можно будет уже говорить о Российской электронной школе, школе будущего, где московскому учителю будет отведена роль первопроходца, который станет помогать своим коллегам в освоении этого непростого процесса. Поэтому и нужно ненадолго вновь сесть за парты и изучить МЭШ. Очень скоро без этих технологий мы не сможем представить наши уроки.Ярослав ХЛОПОТУНОВ,учитель русского языка и литературы школы «ШИК 16», аспирант кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации ТГПУ имени Л.Н.Толстого
Комментарии