search
main
0

МЭШ и высокие результаты PISA-2018

Столичные школьники оказались к исследованию готовы. Как этого удалось добиться?

Один из ключевых факторов, определивших высокие результаты учеников столичных школ в международном исследовании качества образования PISA-2018, – применение в учебном процессе Московской электронной школы. Ее материалы помогают сформировать полезные умения, которые и проверяются в ходе исследования. В чем связь между PISA и МЭШ, рассказал директор Городского методического центра Андрей ЗИНИН.

– Андрей Сергеевич, МЭШ – это большая библиотека цифровых ресурсов, прежде всего сценариев уроков, созданных учителями. Какое отношение эти сценарии имеют к исследованию PISA?
– Они помогают формировать функциональную грамотность, которую измеряет PISA и которая определяет успех выпускника в быстро меняющемся мире. Например, современный школьник в 15‑летнем возрасте должен уметь быстро создавать разные виды текстов, логически мыслить, ориентироваться в огромных потоках информации, сопоставлять и анализировать, отличать ложные утверждения от истинных. Эти и многие другие навыки наши дети приобретают в том числе благодаря работе в МЭШ.

Не нужно забывать и о том, что в 2018 году школьники выполняли задания PISA на компьютерах. Конечно, компьютеры – привычная среда для большинства современных детей, но далеко не во всех странах и регионах цифровая техника применяется в учебном процессе так же интенсивно и продуктивно, как в Москве. Поэтому наши ребята имели значительное преимущество – благодаря МЭШ компьютер стал для них повседневным инструментом и для учебы, и для проверки знаний.

Так что и содержание, и формат заданий, предложенных разработчиками PISA, для них оказались привычными.

– На чем основано ваше утверждение о роли сценариев уроков МЭШ в формировании функциональной грамотности? Один учитель может учесть этот фактор, работая над сценарием, а другой – сделать акцент, например, на воспитании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
– К электронным сценариям уроков, которые учителя разрабатывают для МЭШ, сформулированы единые требования. И одно из этих требований – наличие в каждом сценарии не менее одного задания в формате международных исследований качества образования. Если автор проигнорировал требование, материал не пройдет модерацию и будет доступен только в личном кабинете самому педагогу.

Сейчас в библиотеке МЭШ свыше 30 тысяч сценариев уроков, которые содержат задания, соответствующие идеологии PISА. Они помогают школьнику научиться распознавать и формулировать проблемы, возникающие в окружающей действительности, использовать свои знания для их решения, анализировать полученные результаты. В задания включены кейсы – проблемные ситуации, близкие к реальным, для решения которых требуется не только знание основных учебных предметов, но и современные умения.

Что касается гражданственности и патриотизма, то их воспитанию у подрастающего поколения МЭШ уделяет не меньше внимания. Помните майский указ президента? Перед российским общим образованием поставлены две задачи: войти в Топ-10 лучших мировых систем и воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность. Московская система образования решает обе эти задачи, причем делает это комплексно. Но это тема для отдельного интервью.

– Вы сказали о формировании у школьников умения работать с текстами. Почему ему отводится столь важная роль?
– Знаете, в чем одна из самых распространенных причин низких результатов ребенка на ОГЭ и ЕГЭ? Ученик может хорошо знать правила русского языка или математические формулы, уметь их применять, при этом он оказывается не в состоянии просто правильно прочитать и понять задание. Причина в том, что он не научился работать с текстом.

Чтобы избежать подобных провалов, многие задания в формате международных исследований, включенные в электронные сценарии МЭШ, нацелены на развитие способности понимать письменные тексты. Дети учатся размышлять над их содержанием, оценивать прочитанное и грамотно излагать свои мысли.

– В МЭШ представлены не только сценарии уроков, разработанные учителями, но и электронные учебные пособия, содержание которых, очевидно, идентично бумажным. Все они тоже имеют отношение к PISA?
– Да, имеют. Только нужно понимать, что в МЭШ может попасть далеко не каждое учебное пособие, мы отбираем те, которые соответствуют мировым трендам развития содержания и методов обучения.

Электронные пособия, о которых мы говорим, отнюдь не аналоги бумажных. Период, когда бумажные пособия переводили в формат pdf и называли электронными учебниками, остался в прошлом, во всяком случае для московских школ. Сегодня это, например, интерактивные сборники заданий в формате международных и национальных исследований качества образования. Задания основаны на материале 15 учебных предметов и учитывают возрастные особенности детей.

При этом содержание таких заданий формировалось целенаправленно – исходя из дефицитов, которые были выявлены у российских школьников в рамках предыдущих исследований. Во главу угла поставлена междисциплинарность, чтобы дети научились использовать знания из различных предметных областей.

– Могли бы привести примеры электронного учебного пособия из арсенала МЭШ, которое способствует формированию, скажем, естественно-научной грамотности?
– Конечно. Откройте МЭШ, найдите там «Сборник междисциплинарных исследовательских задач» по естественно-научным предметам. Он состоит из 60 задач – познавательных, творческих, проблемных, исследовательских. На мой взгляд, очень полезное пособие, востребованное не только на уроках, но и в работе над проектами, в дополнительном образовании.

Решая эти задачи, дети учатся объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства, а это и есть естественно-научная функциональная грамотность. Для решения нужны не только ресурсы МЭШ, но и довольно сложное оборудование, которое сегодня доступно каждой московской школе.

Еще могу рекомендовать серию электронных учебных пособий «Урок в Москве». На материале 22 предметов составлены так называемые метапредметные задания, которые, с одной стороны, помогут в освоении школьной программы, а с другой – поспособствуют достижению личного успеха выпускника. Например, есть задания, проверяющие навык планирования, оценки и корректировки своих действий, самостоятельного анализа задачи и условий, в которых она предъявляется.

Пособия серии «Урок в Москве» также очень востребованы в МЭШ – зафиксировано более 5 тыс. обращений к ним.

В каталоге библиотеки МЭШ сейчас насчитывается свыше 1,5 тыс. интерактивных приложений и тестовых заданий – контекстных, ситуационных, которые ребята используют и на уроках, и дома.

– Есть ли возможность у педагогов из других стран и регионов пойти по пути Москвы? Использовать те задания МЭШ, которые способствуют высоким результатам в PISA?
– Конечно. МЭШ – надежный цифровой помощник, доступный каждому учителю, ученику, родителю вне зависимости от места жительства. В каждой школе может быть создана такая образовательная среда, которая позволит выпускнику адаптироваться к жизни в быстро меняющемся мире. А успех в этом мире зависит не от количества зазубренных параграфов, а от умения получать актуальные знания в течение всей жизни. Именно это умение формирует МЭШ.

– То есть получается, как в известном фильме, – «одно сплошное телевидение». Используйте на уроках МЭШ – и будет вам успех в PISA?
– Нет. Все-таки МЭШ – ключевой, но не единственный фактор, определивший успех москвичей. И не просто успех на фоне сверстников из других стран и других регионов России, а существенный рост показателей по сравнению с предыдущим исследованием. Оно проводилось в тот период, когда МЭШ только создавалась.

Успех объясняется комплексными изменениями в московской системе образования, проведенными за последние десять лет. Стоит подчеркнуть, что эти изменения проводились не ради победы в PISA, а для удовлетворения образовательных запросов москвичей, для повышения качества жизни в городе. Московская школа научилась использовать культурные и научные ресурсы города, возможности работодателей, была создана линейка предпрофессиональных классов с современными лабораториями, открылись технопарки и IT-полигоны, дети стали посещать кружки от победителей олимпиад и чемпионов профессионального мастерства. Старшеклас­сники выполняют прикладные проекты, востребованные работодателями, отсроченный трудовой договор скоро станет таким же привычным явлением, как пятерка за полугодие. А началось все десять лет назад с пилотного проекта по переходу на нормативно-подушевое, оно же личностно ориентированное, финансирование…

Важно, что такой подход к обучению реализуется не в нескольких элитных учебных заведениях, куда отбирают детей со всего города, а в каждой московской школе – и в историческом центре, и на окраине. Не­удивительно, что наши дети показали хорошую плотность баллов – неизменно высокие результаты выполнения заданий PISA независимо от района или номера школы.

– Согласитесь, у многих московских семей есть финансовые возможности для оплаты дополнительных образовательных услуг, в том числе услуг репетиторов. Можно ли оценить их вклад в общую победу?
– Этот вклад равен нулю. Знания, необходимые для реальной жизни и успешной самореализации в мегаполисе, приобретаются в процессе общения, когда дети объединяются для решения учебных задач, ищут единомышленников, создают свои команды. В этом конкурентное преимущество московской школы перед услугами репетиторов, не так давно насаждавших культ узкого предметного знания, убеждавших доверчивых родителей в выгодности учебы с глазу на глаз.

Московская школа стала для учеников точкой входа в единую городскую образовательную среду, и у нее гораздо больше возможностей для организации учебной деятельности, чем у отдельного специалиста по натаскиванию. Результаты PISA в очередной раз это подтвердили, измерив не объем полученных школьниками знаний, а способность ими оперировать на практике, в разных контекстах и реальных ситуациях.

Борис СТАРЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте