В 2008 году расходы на образование в бюджете Московской области составили более 77 миллиардов рублей. В 2009 году их предполагается увеличить до 94 миллиардов 80 миллионов. Прежде всего эти средства будут направлены на оплату труда работников образовательных учреждений в соответствии с планируемыми этапами ее повышения. На эти цели выделяется 62 миллиарда 442 миллиона рублей, с ростом более чем на 12 миллиардов к уровню 2008 года. В результате средняя заработная плата педагогических работников увеличится с 20100 рублей в начале 2008 года до 29891 рубля к концу 2009 года. Заместитель председателя правительства региона Сергей КОШМАН помнит о своих учителях, разрабатывая условия для перспективы педагогической профессии в Подмосковье.
– Сергей Николаевич, чем регион встретил начало учебного года?
– На 2008 год мы запланировали ввести в эксплуатацию 67 объектов образования, из них 26 школ и 28 детских садов. Выполняем.
Предполагается направить 6 миллиардов 395 миллионов рублей на осуществление мер социальной поддержки в сфере образования. При этом обеспечивается сохранение ранее установленных мер социальной поддержки детей-сирот, а также учащихся, педагогических работников и выпускников высших и средних педагогических образовательных учреждений при трудоустройстве их на работу в образовательные учреждения Московской области.
– Одним из основных направлений в следующем году по-прежнему останется реализация нацпроекта?
– Безусловно. В 2009 году на эти цели выделяется 1 миллиард 439,4 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 606 миллионов рублей, за счет бюджета Московской области – 833,4 миллиона. Будут предусмотрены средства для участия региона в конкурсе по государственной поддержке подготовки рабочих кадров – 200 миллионов рублей, на поощрение общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, – 107 миллионов, на оплату трафика сети «Интернет» – 26,7 миллиона, на обеспечение эксплуатации автобусов сельских школ – 1,6 миллиона.
Нацпроект заложил основы современной модели российского образования, а также предпосылки к ее внедрению. Основные подходы к данной модели определены на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Среди ключевых системных изменений – введение нормативно-подушевого финансирования, введение гибкой системы формирования заработной платы, ориентированной на конечный результат и выводящей ее на уровень, сопоставимый с уровнем зарплаты в экономике, перевод значительной части учреждений образования в статус автономных, развитие конкуренции образовательных учреждений различных форм собственности за получение бюджетных и внебюджетных средств, обеспечение гражданам доступа к образовательным ресурсам на всех этапах непрерывного самообразования, привлечение общественности к управлению и контролю качества образования на всех уровнях, открытость в деятельности образовательного учреждения путем размещения на собственном сайте.
– Что дадут педагогам Подмосковья введение новой системы оплаты труда работников образования и переход на нормативное подушевое финансирование?
– Переход на нормативное подушевое финансирование позволит главам администраций муниципальных образований Московской области добиться в подведомственных образовательных учреждениях такого положения, при котором реально работающий учитель получит большую заработную плату на основе разработанных и утвержденных новых положений по оплате труда. Заработная плата директора школы и учителя находится в прямой зависимости от показателей деятельности школы, включающих как педагогический, так и социально значимые аспекты.
Губернатор Московской области рекомендовал руководителям муниципальных органов управления образованием при согласовании штатных расписаний по каждому общеобразовательному учреждению на новый учебный год учесть, что доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде в 2008-2009 учебном году должна составлять не менее 68 процентов.
За истекший период 2008 года на выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя было направлено 246,7 миллиона рублей из федерального бюджета и 377 миллионов рублей из консолидированного бюджета области.
В конкурсном отборе за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в 2008 году приняли участие 585 учителей общеобразовательных учреждений Московской области, 359 человек стали победителями. Все учителя, победители и участники конкурсного отбора, стали лауреатами премии губернатора для лучших учителей. На эти цели из областного бюджета направлены средства в объеме 36,72 миллиона рублей.
В прошедшем году 66 школьников из Подмосковья (это на 10 процентов больше, чем в 2007 году) стали победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад, а Дмитрий Бабичев из школы №5 Долгопрудного награжден золотой медалью за победу на Международной олимпиаде по математике.
Кстати, моим любимым предметом в школе была именно математика. Несмотря на то что у меня всегда был гуманитарный склад ума – я увлекался историей, географией, литературой, все же алгебра и геометрия были моими любимыми уроками. Причина тому – педагогический дар нашей учительницы Надежды Васильевны. Я до сих пор вспоминаю ее с восхищением – она была энтузиастом своего дела, могла заинтересовать любого. На мой взгляд, каждый учитель должен быть именно таким – творческим, справедливым, способным увлекаться и увлекать.
– Наверное, именно такие учителя становятся победителями конкурса «Педагог года Подмосковья» и работают в лучших школах региона?
– Это ресурсный потенциал области, ее инновационное развитие. С 2009 года конкурс «Педагог года Подмосковья» будет проходить в двух номинациях: «Лучший учитель» и «Лучший воспитатель дошкольного учреждения». По решению губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова каждый победитель получит по миллиону рублей и легковой машине, лауреаты – по одному миллиону рублей, а каждый участник – по сто тысяч рублей. Также губернатором установлено с 2009 года денежное вознаграждение в размере миллиона рублей лауреатам и 1,5 миллиона – победителю конкурса «Лучшие школы Подмосковья».
– В регионе появилось новое понятие «педагоги-организаторы», кто это?
– С прошлого года в подмосковных школах за счет областного бюджета введены ставки педагогов – организаторов школьных команд. Эффект этого мероприятия значительный: в общеобразовательных учреждениях сформировано свыше 13 тысяч школьных спортивных команд по наиболее популярным среди молодежи видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу, гандболу. К занятиям спортом были привлечены дополнительно тысячи школьников.
Хочу отметить, что занятия спортом – очень важная составляющая учебного процесса. Я помню себя в годы учебы в суворовском училище – мы ежедневно после занятий посещали спортзал. У нас были замечательные преподаватели физкультуры – тренеры олимпийских чемпионов. Каждый вечер мы проводили на стадионе, в спортивном зале, в манеже. Регулярно играли в футбол, занимались легкой атлетикой. Это очень полезно для учеников образовательных учреждений, которые много времени проводят сидя за партами…
– …или за компьютером.
– Интернет – учебник XXI века. Сегодня в Московской области большинство учреждений обеспечены компьютерами, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным обеспечением, выходом в Интернет. Все это создает хорошую базу для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволит обеспечить вариативность образования на всех уровнях образовательной системы реально. Одновременно это ведет к необходимости постоянного обновления профессионализма преподавателя, его роли в организации и повышении эффективности самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Поэтому не случайно в поручениях Президента Российской Федерации остро ставится вопрос о повышении квалификации педагогов, об учете уровня его владения современными информационными технологиями.
Сегодня в Московской области выстроена сеть подготовки учителей: эффективно работают 24 межшкольных методических центра и региональный методический центр на базе областного университета, пятый год действует Центр интернет-образования.
Я поздравляю наших уважаемых педагогов с Днем учителя! Учитель – одна из важнейших профессий. Учителя формируют личность ребенка, его характер. Именно они воспитывают достойных граждан нашего общества. В этот чудесный день хочется поздравить всех, кто несет людям знания, – учителей начальных классов и предметников, преподавателей музыкальных и спортивных школ, преподавателей средних и высших учебных заведений. Желаю вам терпения, счастья, детских улыбок. Успехов вам и вашим ученикам!
Комментарии