Обычно во время велосипедного путешествия я чаще всего, чтоб не тратить время на разведение костра, останавливаюсь возле любого придорожного кафе и прошу кипятка. Кружки чая или кофе (по настроению) мне достаточно, чтоб взбодрить себя и продолжить путь. Во французском Тулоне (это, впрочем, могло быть и в любом другом городе, не только Франции) я заскочил в паб и привычно протянул бармену свою закопченную походную кружку. Не сразу (французский язык оказался сложноватым для меня), но свою порцию кипятка я все-таки получил.
Заметив на стойке маленькие одноразовые пакетики с сахаром, я попросил пару штук. Невольно, правда, после того как получил молчаливое согласие в виде кивка головы, рука потянулась за третьим. Уже расположился с кружкой чая за столиком на дворе, как вспомнил, что неплохо бы подзарядить мобильник. Когда обратился с этой просьбой к бармену, он пожал плечами: «Вообще-то у нас за все это положено платить». Примерно такой смысл, как я понял, был в его словах и выражении лица. А еще я уловил такое, невысказанное: «Перебрал ты, парень, меру». Вообще в дороге не зазорно протянуть руку (отнюдь не намекаю на нищенский жест), обратиться с просьбой к окружающим. Не оскудеет рука дающего, не отнимется язык у просящего. Это очень естественно и, главное, нравственно, то есть по обычаю предков, которые много странствовали и бедовали, по древнему правилу гостеприимства. Главное, как я убедился, не проси много, не излишествуй. Проси в меру (лучше даже чуть меньше), проси только о насущном (глотке воды, корочке хлеба, щепотке соли, луковице), как правило, дадут больше. С миру по капле, по крохе, по нитке – путнику и питье, и еда, и сорочка. Одной вполне достаточно. Тем более если по раз-меру…Всего в путешествии было в достатке – и солнечных дней, и хмурых, и совсем слякотных. И все время, пока я колесил по дорогам Европы (равно как и в прошлые годы по дорогам Азии или Африки), я принимал как должное любое состояние небес и озабочивался лишь мерой того, чем одаривали они меня. Вечером же у костра, когда зажигались далекие звезды, мысль кружила вокруг меры в моей-нашей стремительной калейдоскопичной жизни. В ее роли и месте в ней. Так, пытаясь нащупать пропорцию соотношения истин, неуемная мысль в конце концов уперлась во власть меры над всем, к чему прикасается человек, что вообще является его сущностью. Пожалуй, даже сущностью всей природы.Мера всем делам вера. Только так. И никак иначе. Может показаться, что мера как предельная качественная или количественная величина предметов и явлений и мера-действие – это разные вещи. На самом же деле мера-действие – это не какое-нибудь, а определенное действие, направленное на достижение определенного результата, у которого есть своя «мерная» величина…То ли это всегда внутри нас, то ли нам внушили, а внушенное вошло со временем в привычку, приобрело характер стереотипа, но мы часто напрочь отвергаем наличие, присутствие в нашей жизни, даже рядом с нами, другого, иного, даже противоположного тому, к чему мы привыкли. В каждом из нас затаился вирус идеальности, стерильности, незыблемости. Нет, теоретически соглашаемся, допускаем, что жизнь полосатая, но так, чтоб каждый твой шаг через эту чересполосицу – увольте. Жизнь между тем (к счастью!) не спрашивает нас, что должно быть в ней, а что нет. Жизнь – это белый свет, который разлагается на самые разные радужные цвета. Я не знаю, в какие цвета окрашен «тот» свет, однако подозреваю, что и там разноцветье имеет место быть. Все дело не в наличии этих цветов, а в количественной и качественной их определенности, достаточности, пусть (конечно же!) разномерности, однако в некоем узорчатом порядке сочетаемых. Все дело в их мере.Однозначности нет ни в чем и нигде. Не только у медали две стороны. Они в природе (пожалуй, даже изначальной) всех предметов и явлений, соответственно двуличность суть всех мыслящих существ. «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство» – так по этому поводу высказался знаменитый своей хитромудростью врач и алхимик Парацельс. Как же отличить одно от другого? А никак. Как же жить в этом противоречивом мире? Как относиться к его двуликости? А так и жить, так и относиться. Рецепт находим у того же Парацельса в продолжении его мысли: «Одна только доза делает вещество и ядом, и лекарством». Понятно, что «доза» здесь выступает синонимом слова «мера»….Вначале был хаос, в котором было все и в то же время не было ничего, так как там все было намешано хаотично, без порядка и меры. И только потом, когда определилась (или кто-то определил) мера компонентов, стала твориться жизнь на планете. Мера – залог ее жизнеспособности и жизнестойкости. В Экклезиасте сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…» Время – да, но еще и мера «всякой вещи». Мера любви и мера ненависти, мера силы и мера слабости, мера правды и мера лжи, мера непротивления злу и мера борьбы за добро, мера сокрытия явного и проникновения в тайное, мера хвалы и мера хулы, мера забвения и мера памяти, мера трудов праведных и мера пляскам, мера речей и мера молчания, мера поисков и мера находок, время объятий и мера уклонений от них.Даже самым приятным вещам без меры предаваться не стоит. Безмерного счастья и наслаждения, как, впрочем, и безмерного горя, не бывает. Отсюда практический совет: радость не выпячивай, восторг приглушай, наслаждение ограничивай. Вспоминается путешествие по Средней Азии. Раскаленные пески Каракалпакии, соляные пустоши полувысохшего Арала, блеклое небо, затянутые пыльной пеленой мертвые города вдалеке – зной, духота, безнадега. Наконец въезжаю в прохладу оазиса и первым делом, если по пути попадается арык, ныряю в его неправдоподобную прохладу. Кажется, что вода с шипением отскакивает от разгоряченного тела, душа растворяется в неге, и я шепчу: «Как хорошо, как хорошо!» Но почти сразу же чертиком выскакивает вопрос: «Или плохо?» Никчемный, глупый вопрос. Я долго не мог понять – откуда, зачем он возник. Но однажды осенило: а ведь это сработала интуиция. Путешественный опыт таким вот образом предостерегает. Не расслабляйся.Как определить меру? Это самое сложное. Тихо едешь – беда догонит, шибко пойдешь – беду догонишь. Отрезанный кусок назад не приставишь, приходится не раз и не два отмерять (семь и то бывает мало), прежде чем установить меру – норму, дозу, образец. В природе это происходит произвольно. Сами процессы, как творения, так и разрушения, сами себя контролируют. В обществе природное неусыпное око меры тоже бдит. Однако и человек прилагает усилия, чтоб досталось всем сестрам по серьгам. «Истинные учителя человека – опыт и чувство», – писал Руссо. В какой мере поднести к огню руку, чтоб не обжечься, подсказывает чувство боли. В дальнейшем уже опыт определяет меры безопасного общения с огнем. Причем на чужой боли и чужом опыте в полной мере свою меру не постигнешь. Лучший учитель здесь только свои ощущения и свой опыт. Чувство меры – это одновременно и чувство мира. Возможно, тавтология здесь далеко не случайна. Человек, обладающий чувством меры, воспринимает мир реально и максимально объективно, чувствует ответственность за все происходящее в мире, озабочен его нестабильностью, нарушением меры потребления (одна из главных наших бед) в разных уголках планеты. Счет да мера до греха не допустят. Хочется надеяться, что не только человека, но и человечество.Чувство своей меры не только от природы. Здесь и воспитание, и этические нормы окружения, и религиозная мораль, и национальные традиции, и мудрость предков. С детства это чувство меры прививали ребенку взрослые. «Ешь пироги да хлеб вперед береги», – внушала бабушка внучку-сладкоежке. «Богу молись, а добра ума держись», – вторил ей дед. Чуть подрастал отрок, и ему уже отцом вдалбливалась наука меры: «Пей, да не напивайся, люби, да не влюбляйся, играй, да не отыгрывайся».Мера всего, что происходит среди людей, – человек. Понятно среди славян – славянин, среди негров – негр, среди индусов – индус. Недаром с древности мерой длины и веса всегда было тело человека, его сила: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи, какое расстояние осилит за день. Аршин, например, обозначал длину человеческого шага, пядь – это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев, сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины и т. д. Порядок и гармония в любом сообществе зависят от того, в какой мере власть способна обеспечить и защитить потребность своих поданных, равно как и в какой мере сами люди стремятся и имеют возможность это сделать. Размеренная жизнь – это и умеренная жизнь, и жизнь, разными мерами обставленная, и жизнь, в которой всем всего в меру. Хорошая, правильная жизнь. Правда, порою скучная. Некоторые с этим не согласны. Их, наверное, тоже можно понять и даже необходимо принять. Для вдохновения, прорыва, примера, назидания. Да мало ли для чего нужны и такие. Однако опять же в ограниченном количестве. В меру.У мудрой богини Меры (может, у какого народа и есть такая) свои законы и правила. Эффективность многих наших действий определяется способностью соответствовать (сопереживать, соучаствовать, содействовать или противостоять) тому, что или кто контактирует с нами, так или иначе (целенаправленно или непроизвольно) воздействует на нас. Мера на меру, меры против мер – вот простая (ох, порою и непростая) суть наших поступков и деяний. Сила по силе – осилишь, а сила не под силу – осядешь. «Воздастся в полной мере…» – провозглашает с амвона проповедник. В полной – это редко (кстати, часто и совсем не обязательно), хотя бы в должной. В народе по этому поводу говорят: «Долг платежом красен». Это и стремление к равновесию в обществе, гармонии между его членами, равно-мерному распределению благ, некоей высшей справедливости.
Комментарии