Сергей СОБЯНИН провел в школе №1243 совещание по реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве. В нем приняли участие директора школ – участниц проекта. Сергей Семенович заявил свою позицию относительно того, как сегодня должно развиваться столичное образование.
– Мы собрались для того, чтобы поговорить о будущем развитии наших московских школ и, в частности, школ, которые участвуют в эксперименте. Вы знаете, что московское образование у нас достаточно сильное, есть хорошие преподаватели, можно сказать, одни из лучших в стране. Но и требования к ним совершенно другие, чем в других регионах, и со стороны родителей, и со стороны учащихся. Поэтому мы, конечно, должны соответствовать этим требованиям, что не всегда получается в силу разных причин.Есть субъективные причины – руководители школ, директора с разными способностями (организационными, интеллектуальными), разными представлениями о тех стандартах, которые должны быть в школе, с разной степенью ответственности. Есть сильные директора, сильные школы, которые привлекают массу учащихся, в другие школы дети не очень хорошо идут. Это субъективная сторона вопроса, но она всегда и везде есть. Но есть и объективная сторона вопроса, которая заключается, во-первых, в том, что у нас в Москве школы финансируются по-разному – само финансирование проводится практически по смете, оно никак не привязано ни к объемам работы, ни к качеству, идет так, как сложилось. Причем сложилось в разных школах по-разному: кто первый добежал, что-то там доложил, какую-то новацию в департаменте заявил, тому и дали денежки. Постепенно этот разрыв с каждым годом увеличивался, увеличивался, и у нас получилась дистанция огромного размера между ведущими и обычными школами. Причем этот разрыв значителен. Соответственно и заработная плата у учителей также отличается в несколько раз в различных школах. Все бы ничего, но мы живем в одном городе, это, конечно, вызывает справедливые нарекания учителей, потому что они, казалось бы, за одинаковый труд получают разную заработную плату, разные деньги. Это, конечно, вызывает у них внутреннее чувство несправедливости, с одной стороны, а с другой – мы создаем совершенно неравные условия для образования школьников. Одни вынуждены ходить в такие сильные школы, другие – в другие. Это уже создает некое социальное напряжение вне школы со стороны родителей, учащихся. Это не очень нормальная ситуация, поэтому мы решили потихоньку эту ситуацию исправлять. Конечно, не путем снижения финансирования школ, которые хорошо финансируются, которые хорошо обеспечены материально. Мы будем не их уровень снижать до уровня средних и школ со средним достатком, а, наоборот, подтягивать снизу те школы, у которых низкое финансирование, низкий норматив, к школам, которые составляют, что называется, золотую середину. Но вопрос заключается не только в объеме финансирования, но и в мотивации школы и учителя. И школа, и учитель должны быть заинтересованы в учащемся, в количестве учебных часов, учеников и в качестве преподавания. Если и школа в этом заинтересована, и учитель в этом заинтересован, то, несомненно, повысится качество образования, изменится отношение к самому ученику. В этом процессе очень важно, чтобы определенные права на самоуправление были и у родителей учеников, которые посещают ваши школы, чтобы создавалось некое школьное самоуправление с помощью родителей, учащихся, учителей как единого коллектива. При этом, конечно, просто родительское собрание не справится с такими функциями. Это должен быть школьный совет, который обладал бы значительными полномочиями, в том числе и финансовыми, по крайней мере влиял на оценку качества труда учителей, на премирование учителей, на распределение финансов в школе. Тогда это будет реальное школьное самоуправление. Сам учитель, конечно, должен получать заработную плату в привязке к реальным объемам труда, не к формальным каким-то надбавкам, а именно к тому, сколько он работает и как работает, от количества труда и качества преподавания. Такую сложную задачу мы постарались обкатать на 125 школах. Это первый эксперимент, причем мы никого не заставляли – ни коллектив, ни руководителей этих школ. Мы провели мониторинг, показали условия финансирования, условия перехода на новую систему финансирования оплаты труда, организацию школьного учебного процесса и сказали: если есть у кого-то желание, то давайте вместе отработаем эти механизмы. После того как мы их отработаем и увидим результаты, я надеюсь, что и у других школ появится интерес к этому эксперименту. Больше скажу: мы даже еще не начали – только приступили, фактически еще не увеличили финансирование, не до конца доработан определенный ряд финансовых документов, но уже появились десятки желающих, которые настойчиво нам говорят: «А мы тоже хотим!» В связи с этим мы сегодня уже задумались над тем, чтобы дать возможность еще тем школам, которые готовы, хотят участвовать в этом пилотном проекте, войти в него начиная, к примеру, с 1 июня. Посмотрим готовность других школ, их желание, если оно будет. По мере их готовности и желания мы будем их переводить в течение следующего учебного года. Мы бы не хотели, чтобы этот процесс был формальным, поэтому мы хотим (и вы это знаете), чтобы в каждой школе был составлен свой индивидуальный проект по улучшению качества образования, организации учебного процесса. Это очень важно, чтобы процессы не были формальными, чтобы все не вылились в банальное увеличение финансирования, после которого никто ничего не почувствует (ни учителя, ни ученики), или в простую индексацию заработной платы. Так не должно быть. Мы все-таки стремимся, чтобы во все ваши школы стояли большие очереди желающих записаться. Верным индикатором того, что у нас большая дифференциация качества преподавания и финансирования школ, явилось то, что у нас в некоторые школы родители стремятся отдать своих детей, причем не только стремятся, а просто требовательно это делают, другие же школы стоят полупустые. Это признак того, что у нас складывается не совсем нормальная ситуация в образовании. Решить этот вопрос простым росчерком пера, каким-то приказом, процедурой набора учащихся невозможно. Это возможно сделать только одним способом – подтягивать школы по качеству преподавания до лучших школ Москвы, чем мы, собственно, и будем с вами заниматься. Помимо вопросов, которые касаются школ, которые входят в пилотный проект, мы реализуем и другие программы, например программу информатизации школ. Сейчас только что был в классе, в котором первоклашки работают с компьютерами, интерактивными досками. Это кабинет нового стандарта, который введен в этом году. В Москве 186 школ обеспечены таким оборудованием. В этом году мы выделяем дополнительные деньги, чтобы еще 200 школ вошли в новые стандарты, были оборудованы новой техникой, новыми компьютерными классами для первоклашек, интерактивными досками. Помимо этого выделены дополнительные деньги на благоустройство школьных территорий, ремонт, обеспечение оборудованием и техникой школ. В общем и целом (необходимо вместе с последними поправками посчитать) это выходит около 12 млрд рублей дополнительных средств, которые мы отпускаем в этом году для улучшения материально-технической базы школ. Конечно, школы, вошедшие в пилотный проект, будут участвовать и в других программах, которые реализуются в городе: информатизация, ремонты, обновление оборудования, – для того чтобы не только финансирование заработной платы, но и технический уровень школ поднимался. Сегодня мы стартуем пилотным проектом, в котором участвуют 125 школ. Но это совершенно не означает, что мы этим ограничимся. Мы в течение года по всем школам проведем мероприятия по улучшению качества образования, материальной базы. Надеюсь, что мы выйдем все-таки на другой уровень, подтянем качество.Информация к сведениюШкола №1243 с углубленным изучением иностранного языка расположена в центре столицы, в районе «Пресня».После войны образовательные учреждения №92 и №94 были объединены в одну школу №60, которая в 1960 году переехала в новое здание рядом с Московской консерваторией. Существенную поддержку в строительстве здания школы оказали маршал Р.Малиновский и тогдашний заместитель министра А.Гречко, поскольку школу связывала тесная дружба с Северным флотом Североморска, где на средства, заработанные учениками на фабрике «Гудок», был установлен памятник североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 60-я спецшкола взяла шефство над североморским эсминцем «Московский комсомолец». Делегации моряков эсминца не раз приезжали в школу, а учителя и ученики побывали на «Московском комсомольце».На этом летопись славных дел школы не заканчивается. В 2005 году в Городке Республики Беларусь стройотряд учеников и учителей «Горящие сердца» построил памятник бойцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Проект памятника разработан учителем школы №1243 И.Ракиной. Руководитель стройотряда Ю.Лазарева была награждена юбилейной медалью Республики Беларусь «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Не случайно на гербе школы написано: AD GLORIAM, что означает «Во славу». Во славу школы, Родины нужно учиться и жить.В 1984 году в школе создан музей боевой славы 316 стрелковой дважды Краснознаменной Темрюкской дивизии. В музее представлены материалы о различных этапах боевого пути дивизии и о послевоенной жизни ветеранов дивизии. Здесь много подлинных документов, писем, личных вещей. С 1960 года школа получила статус образовательного учреждения, обеспечивающего углубленное изучение английского языка (со 2-го класса).Долгие годы дружбы связывают школу с образовательным учреждением города Милана N.MORESCHI. В октябре 2006 года ребята из Италии приезжали в Москву. Они жили в семьях учеников школы, для них были организованы экскурсии, поездки по Золотому кольцу России. А учащиеся школы №1243 весенние каникулы 2007 года провели в Италии. С сентября 2007 года зародились дружеские отношения школы с Национальной гимназией Якутска. Преподаватели гимназии приезжали в школу №1243 для ознакомления с методикой преподавания английского языка. В планах двух школ на будущее – проведение Интернет-конференции на английском языке.В школе уделяют большое внимание экспериментальной, инновационной деятельности. В 2006 году школа была включена в международное исследование качества чтения и понимания текста в начальной школе PIRLS и заняла I место среди московских школ, возглавив тем самым список участников и на международном, и на российском, и на московском уровнях. Кроме того, школа постоянно проходит экспертизу знаний учащихся Британским советом.Высокие образовательные результаты учащихся достигнуты благодаря педагогической компетентности преподавательского состава. В школе отсутствует текучесть кадров, многие всю жизнь проработали только в этой школе, щедро делясь своим мастерством с другими учителями округа, транслируя свой опыт работы на город.Открытость образовательного пространства – одна из основных задач развития школы на современном этапе. Она реализуется в развитии самоуправления школы, тут есть советы классов, совет школы, родительский совет, попечительский совет.
Комментарии