Защита итоговых проектов участников программы «Менеджмент в образовании» проходила в одном из учебных корпусов Санкт-Петербургского государственного университета в присутствии экспертов и научных руководителей групп. Конечно, все волновались, однако, несмотря на предэкзаменационный мандраж, ни один из вопросов членов экспертной группы не поверг педагогов в смятение. По уверенному тону и вдумчивым ответам было понятно: три месяца обучения ни для одного из слушателей не прошли впустую. О том, что они для себя почерпнули, лучше всего расскажут сами взрослые ученики, все проекты которых, к слову, оценены на «отлично».
Денис РОЧЕВ, и. о. директора Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»:- На мой взгляд, подобные курсы – это выход на иной профессиональный уровень, и если в будущем предполагается движение по карьерной лестнице, то без такого обучения не обойтись. Не могу не заметить, что учеба на базе такого серьезного вуза, как СПбГУ, изначально предусматривает высокий уровень. У нас были преподаватели высочайшего класса и сильная теоретическая часть подготовки. Практическая часть также была достаточной, однако понятно, что все равно опыт приходит с годами и нюансы той или иной должности узнаются, когда непосредственно приступишь к обязанностям руководителя.Я считаю дальновидной политикой Комитета общего и профессионального образования региона создание такого мобильного резерва управленческих кадров. Это делается для того, чтобы обучить потенциальных будущих управленцев, а затем вывести их на места. По сути, это новая технология обучения будущих руководителей.На пройденных курсах нам давался абсолютно новый взгляд на управление, то есть уже с позиции руководителя, когда поле видения проблем, задач, перспектив расширяется. Это очень интересный процесс – приобретение иного угла зрения. Также мы ознакомились с новыми терминами, понятиями. Например, стратегическое исследование образовательной организации – это совершенно новое явление в моей практике. Если говорить о модулях, то мне интересны были темы, касающиеся коммуникативных связей, типов коллективов, типов руководителей и т. д.Кроме того, мне кажется, курсовая подготовка позволяет каждому оценить свои возможности и принять собственное решение по поводу того, хочу ли я заниматься управленческой деятельностью, хочу ли идти дальше. Мне в этом плане обучение очень помогло.Каролина СВИЯЗОВА, учитель начальных классов Лебяженской школы, Ломоносовский район:- Высшая школа менеджмента СПбГУ – это определенный бренд, и поэтому обучаться здесь своего рода честь. Что касается профессиональной подготовки, то хочется отметить уровень преподавателей, насколько они в теме. Было очень приятно видеть и слышать на каждой лекции, что перед нами люди, не живущие своей научной жизнью и прекрасно оперирующие теоретическими данными, а знающие школьную жизнь, процессы, проходящие в системе образования. Мы говорили с ними на одном языке о закономерностях, о тенденциях, о проблемах и способах их решения, и это здорово.Идеально подобран учебный план, потому что в нем учтено все, что тебе понадобится, когда ты будешь в должности руководителя. После прохождения такой программы нет опаски, боязни стать управленцем. Предлагается такая мощная база знаний, что, наоборот, она словно заряжает энергией, становится стимулом для дальнейшего роста. Например, мне очень понравилось, что была сильная экономическая составляющая, и обучение экономическим премудростям настолько меня увлекло, что я для себя решила углубить эти знания.Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания гимназии им К.Д.Ушинского, Гатчина:- Благодаря обучению по программе появились определенные навыки и умения, которыми раньше не обладал. Особенно это проявилось при защите проекта. Я, к примеру, это воспринял как синкретизм бизнеса и того, что мы называем современным образованием. Я научился делать свод-анализ образовательной организации, и в нашем проекте мы, к примеру, задействовали мою гимназию им. К.Д.Ушинского г. Гатчины. Было интересно посмотреть на образовательную организацию именно с бизнес-стороны.На основе этого свод-анализа, который включает в себя несколько элементов, мы использовали разные методики анализа, составили стратегии, причем эти стратегии развития образования учитывали экономические тенденции, которые есть сегодня в регионе, в городе, и с учетом этого планирование выстраивалось по-другому. Мы пытались выявить конкурентные преимущества нашей ОО, и несмотря на то что образование есть общественное благо, казалось бы, абсолютно некоммерческое, но тем не менее конкуренция проявляется в имиджевых моментах, в системе платных образовательных услуг и т. д. Это было интересно рассматривать и анализировать. Кроме того, было внове выстраивать коммуникации в несколько другой плоскости, ведь мы работали группой, и хотя были знакомы по общественной организации – Совету молодых учителей, все равно требовалось новое решение совместных задач.По окончании курсов мне стало ясно, что я могу себя увидеть в роли управленца, потому что обрел мировоззрение, которое позволяет по-другому смотреть на образование, по-другому относиться к тем процессам, которые в нем протекают.Еще хотелось бы отметить те особенности при обучении в СПбГУ, которые приятно поразили и которые школам можно было бы перенять. Первая из них касается системы обратной связи. То, что увидел и услышал в течение учебного дня, можно потом посмотреть, проанализировать, взять для себя. Нет закрытости и жадности, которые не позволяют другим людям пользоваться существующими интеллектуальными разработками.Еще одна особенность, которая мне очень импонирует, – это отношение преподавателей к своей работе. За все время обучения на курсах никто ни разу не опоздал, ни разу не отказал в консультации, не ушел раньше положенного времени, не сказал ни одного резкого слова. Такое ответственное отношение является хорошим примером и поводом задуматься, как ты должен выстраивать свои отношения со школьниками.КомментарийАндрей Иванов, доцент, руководитель Президентской программы СПбГУ:- В современном мире с его изменчивым характером неизменным атрибутом деятельности любой организации стало стратегическое планирование ее развития. В ответ на спрос, возникший на соответствующие компетенции со стороны менеджмента компаний уже с середины XX века, бизнес-школы предложили комплекс основных и дополнительных образовательных программ, направленных на овладение обучающимися искусством стратегического планирования.Среди отечественных бизнес-школ уникальным опытом реализации такого рода программ обладает Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ – единственная российская образовательная структура, входящая в рейтинг ведущих европейских бизнес-школ Financial Times.В течение последних десяти лет деятельность организаций общественной сферы, в первую очередь здравоохранения и образования, претерпела существенные изменения. Процесс внедрения таких инструментов нового государственного управления, как стимулирование конкуренции, контрактация, государственно-частное партнерство (ГЧП) и др., поставил перед руководителями организаций здравоохранения и образования, как и перед их коллегами из частной сферы более полувека назад, задачу овладения искусством стратегического менеджмента.В рамках реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентской программы) СПбГУ в 2007 году разработал первую программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в социальной сфере», ориентированную на руководителей организаций здравоохранения и образования.Именно успешным опытом университета руководствовалось Минэкономразвития РФ, объявляя в 2009 году конкурсный отбор на реализацию программ «Менеджмент в сфере здравоохранения» и «Менеджмент в сфере образования».Опыт, накопленный СПбГУ в сфере управленческой подготовки директорского корпуса, дал нам возможность в кратчайшие сроки разработать и реализовать программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».Она была создана по заказу Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, направившего на профессиональную переподготовку 50 представителей кадрового резерва руководящего состава образовательных учреждений.
Комментарии