search
main
0

Меняя мир. В 56-й петербургской гимназии умеют пользоваться всей палитрой цветов

Если кто не в курсе, то не лишним будет сообщить: если в 56-й гимназии за что-то берутся, то делают это по высшему разряду. Скептически улыбнулись? А зря. Так принято у них. Вот уже 25 лет. Норма такая. Причем они в эту самую норму играючи вписывают всех, кто имеет случай находиться поблизости. Так, например, произошло на церемонии празднования 25-летия академической гимназии №56 в БКЗ «Октябрьский». Даже губернатор – человек, можно сказать, далекий от сантиментов, выйдя поздравлять гимназистов, выдал практически художественный текст. Тоже попал, другими словами, в творящуюся орбиту праздника. Георгий Полтавченко мягко и проникновенно заметил, что все в школьной жизни измеряется четвертями. И первая «четверть» 56-й успешно завершена. По историческим меркам прожито мало, но зато как красиво! Губернатор не менее поэтично сказал и о душевном коллективе, и о яркой школьной жизни, и о воспитании и обучении потрясающих всезнаек, но в конце концов заключил, что, по сути, важны не перечисления достижений, а сами эти достижения, сидящие в уютном полумраке «Октябрьского» и помнящие о своей удивительной школе. Ведь какой же классной надо быть школе, чтобы о ней хотелось не забыть поскорее, а, наоборот, не уставать вспоминать!

Для 56-й гимназии свойственно ломать стереотипы. Например, все знают, что ярлык – это плохо. А в 56-й носят ярлык с удовольствием, да еще придерживают, чтобы не потерять. Впрочем, ярлык им повесили сами родители, однажды метко припечатав: «Хорошая школа». И сегодня, спрашивая родителей первоклассников, почему они выбрали для своего чада именно эту гимназию, в ответ слышишь это неустанное, ярлыковое: «Потому что хорошая школа», «Школа потому что хорошая». Вот и в этом году из-за ярлыка придется открывать дополнительный (девятый) первый класс, поскольку существующие восемь уже не вмещают всех желающих здесь обучаться.Но хорошая школа, скажут скептики, – это некое универсализированное понятие. Что понимается под прилагательным «хорошая»? Как измерить степень хорошести? А не надо ничего измерять. В 56-й со дня ее основания считали, что хорошая – это та, куда хочется идти утром и откуда не хочется уходить вечером. Хотя здесь прекрасно понимают, что определение хорошести у каждого свое, каждый вкладывает в него свой смысл. Мало того, для кого-то, и таких немало, хорошей школа становится только через годы, когда уже накоплен жизненный опыт, когда появилась возможность применить приобретенные в школе умения и навыки.Вот прелестные девушки, недавние выпускницы гимназии. Прошло всего ничего – два года с момента Последнего звонка. Обе студентки самых сильных петербургских вузов. Карина Седнева и Екатерина Колоколова. Когда учишься, многого еще не осознаешь, говорят девушки. Но время проходит, и вот он, результат. То, что дала школа, трудно переоценить, уверяют бывшие гимназистки. Во-первых, она научила грамотно излагать свои мысли. Во-вторых, воспитала вкус. В-третьих, научила не стесняться собственных достоинств. В-четвертых, загрузила такой колоссальной базой знаний, что сегодняшние однокурсники только диву даются. В-пятых, научила дружить. И еще научила думать. «Она, наша школа, – подытоживают девушки, – дала нам ни много ни мало, а всестороннее развитие. Возможно, есть школы, где все гораздо хорошее, но нам туда совсем не хочется. Нам хочется прибежать на встречу со своими учителями, друзьями именно в эту школу с ее непередаваемым словами обаянием».Но все-таки неверным будет не показать, из чего складывается этот любимый родителями ярлык «хорошая школа». И лучше всех это может объяснить человек, мечтавший о такой школе и создавший ее, а именно ее бессменный директор народный учитель РФ Майя Борисовна Пильдес.Конечно, гимназии с богатой многолетней и даже вековой историей мне возразят: ну что за юбилей – 25! Несерьезная дата! А я отвечу: очень серьезная! Потому что итоги нужно подводить и результаты оценивать при жизни тех людей, которые этих результатов добиваются. Признание их заслуг, слова благодарности и «своя порция аплодисментов» нужны здесь и сейчас, в этот короткий для истории, но очень значимый в судьбе человека отрезок времени. А жизнь человеческая, к сожалению, конечна. Я хорошо знала, чего я хочу, умею и люблю. Я знала и любила школу. Начинала с должности старшей вожатой, шесть лет работала методистом, потом 11 лет завучем, и у меня были замечательные друзья-соратники, готовые работать со мной и дальше. Все вместе мы понимали, что обязаны сохранить то лучшее, что было в школе, которую нам теперь доверили.Первое знакомство состоялось в пятницу, а уже в субботу в школе высадилась моя нетерпеливая команда. Наверное, это было не совсем прилично, вернее, совсем неприлично, но у нас у всех, что называется, уже чесались руки, очень хотелось приняться за работу немедленно. Визит будущих завучей, собеседование с учителями, мартовский педсовет с программной речью, первый набор в 10-й класс, переход в 56-ю ребят из двух одиннадцатых классов школы №87, которые не хотели расставаться со своими любимыми учителями, и одновременно бесконечные поставки новой мебели, оборудования, ремонт – все происходило в каком-то бешеном ритме. Этот ритм задавался нашим восторгом и вдохновением, перспективами и той реальностью, в которой мы оказались.Нам хотелось иметь уютный, красивый, чистый и теплый дом, куда приятно было бы приходить и взрослым, и детям. Для гостей из разных регионов я теперь с удовольствием провожу целый семинар о цвете школьных стен и школьных запахах, о роли зеркал и зимних садов. Такая простая идея – идея среды, которая все меняет. Но мы-то не просто осваивали старое школьное здание. Мы строили свой особый, счастливый мир, в котором было бы радостно учиться детям и работать взрослым. Мечтали создать особое педагогическое сообщество людей, которые гордятся тем, что работают не просто в школе, а в Школе на Пудожской, которая пишется обязательно с заглавной буквы. В школе очень престижной, даже элитной, но непременно открытой для всех детей без отбора по способностям, чтобы в элиту мог войти каждый, кто готов приложить к этому необходимые усилия.Из того, что планировалось, прогнозировалось, выстраивалось тогда, очень многое начинало осуществляться немедленно. Получалось все и сразу. Время было такое. Время перемен, когда можно все. Составить свой учебный план – пожалуйста, придумать новые программы – пожалуйста, ввести новые курсы – пожалуйста. Даже деньги были – распорядись только ими по-хозяйски! Все работало на нас: возраст, наше трудолюбие, наш опыт, поддержка руководителей и какой-то необыкновенный задор, который тут же передавался детям.Мы спешили. Нам хотелось не постепенно, а немедленно, с нового учебного года или даже с начала очередной четверти вводить новые программы, учебные планы, новые формы внеклассной работы. Именно тогда закладывались те особенности, те традиции, которые стали сегодня предметом нашей гордости и фундаментом, на котором состоялась гимназия №56.Уже через год, 8 февраля 1991 года, в школе работала комиссия экспертного совета Комитета по образованию. 23 февраля мы получили право стать экспериментальной площадкой, а еще через год бывшая неблагополучная восьмилетка получила статус «авторская школа – гимназия». Для нас такое признание было приятным, но не самым главным. Важнее всего был тот факт, что подтверждалась основная концепция школы. Мы принципиально не воспользовалась правом конкурсного набора в первый класс, считая его безнравственным. Мы учили всех, доказывая себе и городу, что при постоянном повышении профессионального уровня педагогов, при желании и правильной организации учебного и воспитательного процесса гимназия может быть общедоступной.Именно поэтому школа стала разрастаться с неимоверной быстротой. Родители, заинтересованные в хорошем образовании для своих детей, уже не спешили устраивать их в соседние языковые школы, в школы с углубленным изучением отдельных предметов, а повели их к нам. А мы оказались готовыми учить всех. И не только потому, что в 1990-1991 учебном году в коллектив влилась большая группа талантливых и азартных молодых учителей, имеющих опыт работы со старшеклассниками на уроках и вне уроков, но и потому, что основа нашего педагогического коллектива оказалась достаточно крепкой. В школе продолжали работать те прекрасные мастера, которые и сегодня составляют славу гимназии.Именно общий радостный подъем и первые серьезные достижения позволили сформулировать тогда нашу главную идею, которая называется теперь во всех книгах и публикациях педагогикой успеха. Она не выдумывалась, она рождалась в наших делах каждый день и каждый час. Обсуждалась и осмыслялась во время дружеских чаепитий по субботам, которые отличались особой творческой атмосферой. Елена Ивановна Казакова, теперь доктор педагогических наук, профессор СПбГУ, нашла тогда емкие, простые слова: не стоит много сил тратить на искоренение недостатков, значительно плодотворнее развивать достоинства. Так просто и так правильно! Четверть века нашей преданности этому принципу подтверждает его силу. Уже не только в Петербурге, во всей России многие школы, идущие по нашему пути, убедились, какое это верное средство.И знаменитый теперь во всей стране годовой круг традиций и праздников, сложившийся в нашей гимназии, создавался не на пустом месте, не привносился откуда-то извне. Праздником становился каждый удачно прожитый день. Праздник мог возникнуть на каждом уроке, на каждой перемене. Они и рождалась вполне спонтанно. То день подарков просто так, то церемония «Достояние года», то праздник песни. Не буду больше перечислять. Подхватившие нашу идею школы могут добавить в этот перечень много своих находок. Тут главное не повторить, а понять смысл и суть. Радостный настрой и реальная обстановка всегда подскажут форму. Культура детского праздника, его роль в юном возрасте – тема глубоких исследований и серьезных научных работ, состоявшихся на опыте нашей гимназии.В последние годы стало нормой дополнительное образование в школе. А четверть века назад мы первыми в городе решили соединиться под одной крышей с Домом пионеров. Это сейчас у нас есть свой собственный отличный зал «Премьера», и на большие концерты и праздники спонсоры не жалеют денег. А в 1992 году были столовая и коридор, которые превращались в зал странноватой формы. Зато художественные коллективы уже появились. Заведующий роно на тот момент Геннадий Андреевич Соколенко считал, что без этого мы просто не выживем, и пробивал во всех инстанциях необходимые разрешения. Мы бы и не выжили. Теперь абсолютно ясно, что музыкальное образование, театр, разнообразные студии в школе не прихоть, а обязательные условия, если мы хотим учить и воспитывать всех детей без отбора. Сочетание основного и дополнительного образования, общие проекты, межпредметные программы становились потом широким полем экспериментов и научных исследований, которые сыграли огромную роль в становлении гимназии как образовательного комплекса.Непривычной была в нашем школьном быту в 1994 году аббревиатура ППМС-центр. Психолого-педагогический медико-социальный центр. А проще – служба психологического сопровождения развития ребенка. Идея эта пришла из Бельгии благодаря нашим друзьям и соратникам. Бельгийцам, приглашенным в гости, очень понравилась наша школа, а нам – проект системы психологического сопровождения. Мы осуществили его по-своему, масштабно и основательно, оснастив научными обоснованиями, после чего он получил развитие во всей стране.Постоянные ссылки на научные исследования и обоснования могут показаться кому-то надоедливыми, но это тоже важная особенность нашей школы. Постоянная связь с РГПУ им. А.И.Герцена, Академией постдипломного педагогического образования, склонность некоторых учителей к исследовательской работе, умение учиться привели к тому, что в гимназии появились свои кандидаты наук и профессионалы высочайшей квалификации, сложилась собственная программа «Профессионал».Нас становилось все больше. Не хватало помещений. Мы ютились по заброшенным клубам, ателье, радуясь любой крыше, под которой можно было проводить уроки. Спасти наш замечательный замысел могла только крупная стройка, большой новый дом, устроенный так, как этого требовало время. А время-то было как раз такое, когда стройки не начинались, а останавливались, заводы стояли! Но другого варианта не было. Мы решились. Эта стройка – отдельная остросюжетная история. История со многими взлетами и падениями, провалами, остановками и фантастически счастливым концом, за что мы всегда будем благодарны губернатору Санкт-Петербурга В.А.Яковлеву. Благодаря его решению 1 сентября 1997 года мы открывали новое здание на Чкаловском проспекте. Открывали его как основное, сохраняя за собой школу на Пудожской, где теперь могли разместиться начальные классы. Это был уже настоящий комплекс. Первый комплекс в нашем городе, создание которого требовало новой организации учебного процесса, создания общего образовательного пространства и новых традиций.К этим первым начинаниям, получившим признание и распространение по всей стране, можно добавить создание в 1997 году первой школьной медиатеки. Рассказывать о работе школьного аудита, школе тестовой культуры или ежегодной научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку ХХI века», которой предшествует в 9-х классах 34-часовой курс «Учебно-исследовательская деятельность». О наших замечательных проектах и полипроектах. Или, наконец, о замечательной традиции, празднике, к которому гимназисты готовятся десять лет, – многодневном выезде старшеклассников за город для проведения творческих фестивалей, игр, соревнований и просто необыкновенных приключений. Мы и рассказываем всем, кто хочет, и показываем, с радостью передаем свой опыт. Федеральная стажировочная площадка придумана специально для нас. Известно же: хочешь чему-то научиться сам – начинай учить других. Мы и учим, становясь от этого богаче.Вообще писать о 56-й гимназии – только тратить чернила напрасно. Потому что, как ни старайся, а своеобразия атмосферы, царящей там, не передать. Она, как на большой современной фабрике, ткется там ежесекундно. И вроде бы понятен процесс, все выверено и упорядочено, но вдруг раз – и возник ниоткуда электрический разряд, заплясали в воздухе искры нового проекта, запахло ванилью и волшебством, и вот, пожалуйста, уже мигает на табло развития стрелочка нового вектора. И слышится знакомый хрипловатый голос Майи Борисовны, и призывно пульсирует кнопка пуска творческого коллайдера, а в его чистолистных тоннелях уже роятся, отталкиваются и притягиваются чьи-то гениальные идеи. Секунда – и процесс пошел. Что будет на выходе, пока никто не знает, но то, что это будет что-то фееричное, сомнений нет. Так было все 25 прошедших лет. Так будет всегда. Законы 56-й, как и законы Вселенной, пока еще никому не удалось изменить. Одна искра способна устроить Большой взрыв, но чтобы она возникла, нужно, чтобы все пространство было наэлектризовано.Наталья АЛЕКСЮТИНА, Нина ПИЖУРИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте