Директор и завуч одной из средних школ нашего района посетили уроки в начальных классах и пригласили учителя для анализа. Выслушав ряд жестких замечаний от администрации, учитель произносит следующее: «Где вы были 30 лет назад? Я меняться не буду!» После чего написала заявление об уходе, а на следующий день пришла это заявление забирать… Иными словами, она продолжает работать…
Где-то полгода назад мой коллега из соседнего региона, более десяти лет отработавший директором школы, в разговоре обронил следующее: «Посмотрел фамилии учителей, получивших у нас губернаторские гранты за последние пять лет, и опешил: это учителя не высшего пилотажа, и дети их, как правило, не любят». Конечно, эта точка зрения весьма субъективна, но образ распухшего портфолио как главного свидетеля достижений учителя меня тоже не оставляет. Доктор психологических наук, профессор Виктор Иванович Слободчиков определил образование как путь и форму становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории. Если мы, по сути, принимаем такое понимание образования, то никакие рейтинги не могут это становление человека определить в принципе. Ориентация только на высшие достижения и только на них – большая опасность в любом деле.К сожалению, мы все чаще сталкиваемся не только с несоответствием учителя своей квалификации, но и своему времени, в основе которого крайне низкий уровень общей культуры личности педагога. Это может стать одной из самых главных преград на пути апробации и освоения профстандарта «Педагог», и от вопроса «что делать?» традиционно не уйти.Более пяти лет школы Новониколаевского района Волгоградской области работают по разработанной нами системе («дорожной карте», как сейчас принято говорить) управления профессиональным ростом учителя. Разработана она на основе проведенных мониторинга, анкетирования, опросов, которые вылились в процедуру перевода запроса в заказ. Соответственно «дорожная карта» была скорректирована и в контексте апробации профстандартов педагога. Это стажировки учителей в известных школах и вузах России, это освоение новых программ, например, по внедрению и сопровождению научно-исследовательских, образовательных сетевых проектов с использованием современных информационных технологий, в результате чего повышение квалификации учителя с последующей выдачей свидетельства осуществляется через исследовательскую работу с учащимися. Это привлечение в район педагогического интеллекта – педагогов, ведущих ученых-практиков для проведения семинаров, мастер-классов, открытых уроков, чтения лекций, это сотрудничество с ведущими школами Волгоградской области и других регионов. Чтобы не быть голословным, назову некоторые имена тех, кто работал с нашими педагогами только в прошедшем учебном году в плановом режиме: д. ф. н., профессор Василий Иванович Супрун, чл.-корр. РАО, д. п. н., профессор Владислав Владиславович Сериков, руководитель детского театра школы №1241 Москвы, к. п. н. Лора Владимировна Макмак, д. п. н., профессор Андрей Александрович Остапенко и др. Осмелюсь сказать, что это и есть та работа, которая в стандартах обозначена как учет специфики школ при обучении учителя, уход от предметоцентрического подхода к деятельности, продуктивное сотрудничество с коллегами, работающими в других областях знаний.В апреле 2015 года Комитет по образованию Новониколаевского района получил статус лаборатории Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования. Среди задач его сферы деятельности можно выделить такие, как: совершенствование качества подготовки педкадров, разработка совместных программ и проектов, совместное участие в конкурсных проектах. Мы используем площадки центра для участия педагогов в научно-практических конференциях в очном, дистанционном и удаленном режимах, для публикаций статей в электронном журнале «Грани познания» и повышения квалификации с получением удостоверения государственного вида. Примечательно, что первыми включились в такую работу учителя малокомплектных сельских средних школ. Центр предлагает достаточно большой тематический выбор для своих партнеров, буквально полмесяца назад наши учителя изучали возможности применения педагогических практик в различных социальных сферах, чем нас в свое время заинтересовал д. п. н. Михаил Владимирович Кларин. Школы выступают в роли дискуссионных площадок конференций, имеют возможность мобильно задать вопрос ректору, академику, коллегам. Если главной целью переподготовки учителя является развитие его практических компетенций, эту задачу мы решаем и таким образом.Как социально-педагогический микропроект работает школа молодого учителя. Нечто подобное по названию есть во многих регионах, но мы к тому же работаем в тесном взаимодействии с Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом (ВГСПУ), что позволяет решать задачи сетевого взаимодействия, вопросы, связанные с кадровым дефицитом, организовать встречное движение специалистов вуза с их фундаментальной подготовкой и учителя как представителя профессии прикладной. Можно сказать, что школа молодого учителя сегодня выполняет одну из функций стандарта – мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.Одна из проблем, обозначенных в стандартах, – создание системы подготовки будущих педагогов, проблема входа в профессию, а также отсутствие возможности отбора лучших выпускников педвузами. Если перефразировать известную фразу Е.А.Ямбурга «Ищу учителя!», то сегодня, возможно, не менее актуально прозвучит «Выращиваю учителя!». Когда мы делали первый набор в социально-педагогический класс, многие не верили в то, что он оправдает наши помыслы. Отношение к таким классам неоднозначное, и их противники вполне убедительны в том, что формат советских времен реанимировать нельзя и не надо. Мы тщательно отбирали таких ребят, склонных к работе с детьми. Совместно с кафедрой педагогики ВГСПУ специально для педкласса были разработаны курсы «Основы педагогического мастерства и педагогической психологии» и «Организация работы детского исследовательского коллектива». В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники – слушатели курсов – получили опыт педагогической деятельности по организации работы исследовательских коллективов, состоящих из школьников в возрасте 10-13 лет, и закрепили его участием во Всероссийском конкурсе творческих работ.Четвертый год успешно реализуется проект «Школа выходного дня» на базе средней школы №2. В основе проекта – обеспечение доступа к консультациям лучших учителей района выпускников сельских школ. Консультации проводятся как в очной, так и заочной форме, причем бесплатно. Сегодня в «Школе выходного дня» занимаются половина выпускников района. Для работы с ними привлекаются и преподаватели ВГСПУ, которые вместе с учителями проводят интегрированные уроки, психологические тренинги. Эта работа освещалась в областной прессе, обсуждалась в сети Интернет. Проект помимо конкретных задач, связанных, например, с подготовкой к ЕГЭ, способствует выполнению важного условия профстандартов: способность оказать адресную помощь ребенку, особенно учителями математики и русского языка.В целом в реализации профстандартов нельзя обойти саму идею объединения школ вокруг педвуза. Я не раз упоминал Волгоградский педагогический университет в качестве основного нашего партнера. В настоящее время школами Новониколаевского района и университетом реализуется восемь совместных социально-образовательных проектов и осваивается ряд образовательных программ. В ноябре мы проводим традиционный день педагогического университета, когда приезжают ректор, ректорат, профессорско-преподавательский состав, творческие студенческие коллективы. Эти встречи носят не презентационный характер, а служат частью системной и предметной работы: это встречи с выпускниками и их родителями, семинары для педагогов, круглые столы. Можно сказать, что нами сегодня во многом решена важнейшая задача, определенная стандартами: исходя из актуальных потребностей учителей и образовательных организаций, установлены контакты с теми университетами, вузами и центрами, которые могут обеспечить необходимую переподготовку кадров.В свете сказанного следует уйти от томительного ожидания приказа сверху, от бессодержательных разговоров и споров со скептиками по поводу невозможности применения и выполнения требований профстандарта. У нас нет иного выбора, мало того, он сделан. Насколько путь апробации профстандартов тернист, мы видим и понимаем, но конструктивной сегодня скорее всего будет выглядеть позиция следующего шага, позиция «сдержанного оптимизма» и «вдохновляющего управления».Петр МИТЯШОВ, председатель Комитета по образованию Новониколаевского района Волгоградской области
Комментарии