Один из самых сложных в преподавании и неоднозначных в осмыслении предметов – литература. Здесь нет готовых ответов, правил и принципов, но в то же время действуют жесткие нравственные законы. «Кто виноват?» и «что делать?» – это вопросы литературы или проблемы жизни? Итак, каков ваш ответ: кто виноват в том, что ученикам программа неинтересна? И что делать, чтобы их увлечь?
Мы следуем за теми, кто понятен и близок, кто вдохновляет на подвиги или ошибается, так же как мы. Это могут быть персонажи книг и фильмов, а также реальные люди. Чтобы читателям было проще понять сегодняшних героев, я сформулировала ряд принципов, названных в честь каждого из них. Для упрощения поиска указала источники, откуда взята информация. Использовать список можно на уроках, вплетая его в шуточные задания, например, задавая вопросы, где похожий принцип применяется, зачем он туда помещен и почему. Это разовьет в детях умение и желание грамотно спорить и рассуждать, больше читать, смотреть, слушать и сравнивать, анализировать и синтезировать информацию. Можно применять его и в жизни, но тут уж каждый сам себе лучший методист и педагог. Итак:
– принцип Лизы Калитиной: «Доверяй всем, но никому в особенности» («Люби всех, никого не выделяя») (главная героиня романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо»);
– принцип ля Поляк: «К старой страсти рано или поздно возвращаются» (героиня второго плана романа Анн и Сержа Голон «Путь в Версаль»);
– «тупик» Летова: «Слишком хорошо, чтобы отказаться, слишком страшно, чтобы взять» (цитата из композиции «Нечего терять» группы «Гражданская оборона», созданной в 1984 году Егором Летовым и Константином Рябиновым);
– принцип Кэти: «В любви каждый старается только для себя» (героиня второго плана романа Дюма-отца «Д’Артаньян и три мушкетера»);
– принцип Рыцаря Прозрачного Кота: «Смелость рождается из необходимости защиты слабого» (главный герой одноименной повести Владислава Крапивина);
– принцип «Трассы 60»: «Отказ помнится дольше и острее согласия» («Трасса 60» – фильм-притча Боба Гейла с элементами комедии, вышедший в 2002 году);
– принцип Железнова – Горького: «Поблагодарить за помощь можно поддержкой кого-то еще в грядущем» (Павел Железнов – советский поэт, автор воспоминаний о писателе Максиме Горьком);
– принцип Шестопалова: «Человеку для творчества необходимо состояние перманентной влюбленности – в кого-нибудь или во что-нибудь» (герой советского кинофильма «Доживем до понедельника»).
Герои моего повествования выбраны фактически наугад. Уверена, вокруг нас множество идентичных примеров, стоит только вчитаться, вслушаться, всмотреться и вникнуть. Список можно дополнять до бесконечности.
Такие принципы можно менять, как дерево по осени листву. Главное при этом – сохранять корни, точнее, знать секрет усвоения и понимания законов школьных предметов и самой жизни. А заключается он в сочетании «интересно» и «надо», любознательности с осознанностью, а энтузиазма с ответственностью.
Алена ЮРЧЕНКО, редактор отдела образования и воспитания
Комментарии