search
main
0

Менялась природа, менялись люди. Тема «Социальные кризисы и прогресс общества». Старшие классы

Существует ли прогресс общества? Долгое время прогресс понимали как движение от несовершенного к совершенному, от зла к добру, от отрицательного к положительному, от несчастья к счастью. В ХХ веке была сделана попытка на практике реализовать такое понимание прогресса, и плацдармом для испытания прогрессистской идеологии стала Россия.

Куда движется общество?

Но действительно ли прогресс означает усложнение? Всего и во всем? Когда человеку жилось комфортнее: в ХХ или ХIХ веке? Кто умнее: человек ХХI века или Аристотель? Люди современные или средневековые нравственнее? Все эти вопросы ненаучны, и их не стоит обсуждать.

Питирим Сорокин отмечал: «Волна смерти, зверства и невежества, захлестнувшая мир в ХХ цивилизованном, как считалось, столетии, полностью противоречила «сладеньким» теориям прогрессивной эволюции человека от невежества к науке и мудрости, от звероподобного состояния к благородству нравов, от варварства к цивилизации, от тирании к свободе, от нищеты и болезней к неограниченному процветанию и здоровью, от уродства к красоте, от человека, худшего из зверей, к сверхчеловеку – полубогу».

Может быть, действительно развития нет, человечество топчется на месте? Есть и такое мнение, есть и противоположное, утверждающее, что эволюция, прогресс существуют.

Ход исторического процесса носит неравномерный, волнообразно-спиралевидный характер, уверены многие исследователи. Российский философ Юрий Яковец считает, что «ход истории можно образно представить в виде движущегося (с неравномерной скоростью) маятника, свободный конец которого описывает траекторию, подобную спирали». При этом надо иметь в виду, что «история полициклична: друг на друга накладываются, взаимодействуя, исторические циклы разной глубины и длительности, а между двумя смежными историческими циклами лежит переходный период, который характеризуется кризисом и отмиранием отживающей свой век системы». Причем бег исторического времени то замедляется, то бешенно ускоряется.

Но что является критерием прогресса?

Развитие свободы человека?

Развитие материального производства?

Развитие нравственности?

Развитие разума?

Развитие знаний?

Или что-то иное? На эти вопросы есть ответы у Иммануила Канта. Он считает источником развития знание. В отличие от марксистской теории общественно-экономических формаций американский социолог Дэниел Белл предложил такую типологию: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Американский социолог и публицист-футуролог Элвин Тоффлер считал взаимодействие человека с природой одним из определяющих начал жизнедеятельности общества. Оно проходит следующие этапы: аграрное общество («состязание» человека с природой); индустриальное общество («состязание» человека с преобразованной природой – производство товаров массового потребления); постиндустриальное общество («состязание» человека с преобразованной природой – производство услуг).

В этом случае в основе типологии общества лежит прогресс технологий. Большинство ученых признают: а) индустриальное общество – прогрессивная стадия общественно-исторического развития, превзошедшая предшествующие ей этапы;

б) переход к индустриальному обществу занял длительный исторический период;

в) индустриальное общество – целостная система, охватывающая все сферы социальной жизни.

Современные ученые выделяют пять векторов эволюции, последовательных изменений, которые происходили и происходят на протяжении социальной истории. Именно они могут быть выражены количественно. Это:

1. Рост технологической мощи (от каменного топора до ядерной боеголовки). Лидерство в развитии технологий переходит от одного региона к другому и выстраивается в единую линию: 50 тысяч лет назад оно принадлежало Восточной Африке; от 40 до 25 тысяч лет назад в Австралии изобрели впервые каменные орудия с полированным лезвием и рукояткой; производство железа впервые возникло в Передней Азии и Закавказье; в Северной Африке и Месопотамии появились гончарное дело и стекольное. В первые века нашей эры лидером производства был Китай. Только после середины ХV века лидерство постепенно переходит к Европе.

Развитие человечества связано с ростом технологического могущества, численности населения, многообразия и усложнения общества, ростом индивидуального и социального интеллекта.

Социально-экологические кризисы

Общество может находиться в состоянии относительной стабильности. Когда наблюдается равновесие между природой и обществом, можно говорить о социально-экологической стабильности. Однако равновесие неустойчиво. Развитие общества, как и природы, идет через кризисы, считающиеся симптомами болезни социальной системы. Итогом болезни может быть как смерть, так и выздоровление.

Кризис общества есть бифуркация, то есть раздвоение, момент максимального увеличения и одновременно преодоления хаоса, когда происходит стихийный выбор нового канала эволюции. После социально-экологического кризиса и природа, и общество становятся иными.

Экологические кризисы могут быть вызваны двумя группами причин – внешними и внутренними. Внешние – это изменения в солнечной активности, космические катаклизмы, глобальные или местные изменения климата. Мощные экологические кризисы, подобные ледниковому периоду, приводят к смерти, например, очень крупных животных. Гибли одни человеческие цивилизации, возникали другие.

Внутренние причины экологического кризиса – разрушительная деятельность человека. Их называют техногенными, или антропогенными. Экологические кризисы ставят человека перед выбором: или угроза гибели человека как вида, или успешный поиск путей выживания. Подобные экологические кризисы, вызванные разрушительной деятельностью человека, называют социально-экологическими.

В основе исторического движения, преодоления кризисов (революций) лежит основной двигатель – борьба человечества за выживание. Конструктивное преодоление антропогенного кризиса обеспечивалось не возвращением человека к природе, а очередным удалением общества вместе с природной средой от естественного (дикого) состояния. Антропогенные кризисы почти всегда были связаны с ростом населения, который опережал рост внутреннего содержания социальных систем. Вместе с тем успешное преодоление кризиса, расширив и углубив экологическую нишу человека, обеспечивало новый демографический рост.

Кризисы носят как местный, локальный, так и глобальный характер. Особенность глобальных социально-экологических кризисов (революций) заключается в том, что они:

ведут к коренному качественному изменению большинства общественных отношений практически во всех сферах социальной жизнедеятельности: экономике, социальных, политических отношениях, духовной жизни;

не знают национальных границ;

различаясь по историческому времени для разных стран и народов, они вызывают примерно одинаковые последствия.

Эти последствия сказываются как на жизни людей, так и их природном окружении.

Гипотеза техногуманитарного баланса

Изучение антропогенных кризисов привело современных ученых к выводу, что на всех стадиях социальной жизнедеятельности соблюдается закономерная зависимость между тремя переменными: технологическим потенциалом, качеством выработанных культурой средств саморегуляции, устойчивостью социума.

На этой основе современными учеными выдвинут закон техногуманитарного баланса, формулирующийся следующим образом: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества. При этом растущий технологический потенциал делает социальную систему менее зависимой от состояний и колебаний внешней среды, но вместе с тем более чувствительной к состоянию массового и индивидуального сознания.

Закон техногуманитарного баланса помогает объяснить причины внезапных надломов, распада одних обществ и процветания других; загадочных прорывов человечества в новые культурно-исторические эпохи.

Основные этапы развития человеческого общества

Случаев конструктивного разрешения антропогенных кризисов в истории немного, но именно они стали вехами в становлении и развитии обществ и цивилизаций. Таких прорывов в развитии человечества ученые определили и описали не менее пяти-шести. Российский исследователь А.Назаретян выделяет следующие глобальные кризисы (революции) – основные механизмы исторических трансформаций. Их названия условны. Это палеолитическая революция (более 1,5 млн лет назад); неолитическая революция (Х-VIII тысячелетия до н.э.); городская революция (V-III тысячелетия до н.э.); осевая революция (середина первого тысячелетия до н.э.); промышленная революция; информационная революция.

Рассмотрим одну из них – городскую. Когда люди научились использовать медь, потом бронзу, появились первые города-государства. Использование металлических орудий труда привело к росту земледелия, а это в свою очередь стимулировало рост населения. Так появились города-государства. Город был нужен земледельцам как укрытие, как гарант их выживания. Возникла экономическая заинтересованность в сохранении жизни человека.

Елена ЗАХАРОВА, кандидат педагогических наук, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте