search
main
0

Меня ужалила пчела

Урок-путешествие по стране Риторике

Сейчас преподаю в 3-м классе. В этом году ввела новый предмет – риторику. Конечно, на подготовку этих уроков уходит много времени. У нас нет учебников и методических пособий.

Думаю, в таком затруднительном положении не я одна. Никогда не писала в газету, а сегодня решила послать разработку одного из уроков риторики. Буду рада, если коллеги найдут для себя что-то интересное.

Галина АНТОНОВА

Оборудование:

– грамзапись песни В.Шаинского “Улыбка”,

– магнитофон,

– магнитофонная запись стихов,

– картонные вагончики с героями сказок (Петрушка, Буратино, Чебурашка, Винни-Пух, Красная Шапочка, Крокодил Гена),

– рисунки-символы мимики,

– рисунки-символы с названиями остановок,

– репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”,

– два игрушечных телефона,

– на столе букет осенних листьев,

– кленовые листочки (42 шт. – по 2 для каждого ученика),

– желтые кружочки (21) для рисования рисунка-символа,

– предложения об осени.

– Ребята, сейчас у нас урок риторики, урок общения. По традиции начнем с песни В.Шаинского “Улыбка”. Ведь приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. (Звучит грамзапись).

Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране Риторике на сказочном поезде (вагончики прикреплены на магнитной доске) с любимыми героями сказок. В поездке мы поговорим о том, что мы узнали о риторике.

Чтение скороговорки

Вагоны вперед покатили,

как мячики,

так-чики,

так-чики,

так-чики,

так-чики.

(Ю.Тувим).

Движением руки показываю, что чтение окончено.

– Ребята, каким средством общения я воспользовалась, останавливая вас?

(Жестом – движением руки).

– Почему мы так быстро читали скороговорку? Правильно. Молодцы, ребята! Вы ее проговорили четко и очень быстро. Так что мы даже не успели остановиться на первой остановке “Скороговорная” (показываю рисунок-символ).

Остановка “Ударная”

Осень золотая в гости к нам пришла.

– Прочитайте, что мы заметили за окном вагона. Приготовьтесь к многократному чтению с логическим ударением.

– Что сделала осень золотая?

(Осень золотая в гости к нам пришла).

– Какая осень в гости к нам пришла?

(Осень золотая в гости к нам пришла).

– К кому осень золотая в гости пришла?

(Осень золотая в гости к нам пришла).

– Прочитайте следующее предложение.

Щедрыми подарками одарила она поля и леса.

(Над предложением проводится аналогичная работа. Только теперь дети сами задают вопросы и отвечают на них).

Остановка “Сочинялка”

“Сочиняю я неплохо

И-ног-да!”?

– Посмотрите, что увидел художник. (Показываю репродукцию картины И.Левитана “Золотая осень”). Художник красками написал осенний лес, а мы опишем словами.

– Какое настроение вызывает у вас картина Левитана “Золотая осень”?

– Видели ли вы сами такую осень, любовались ли ею?

– Можете ли узнать, какие деревья нарисовал художник?

– Как принарядились березки, клены?

(Березки надели золотые платья. Разрумянились листья клена. Могучие дубы покрылись медью. Только сосны и елочки остались зелеными).

(Не слышно птичьих голосов. Тихо и спокойно в осеннем лесу).

– Ребята, как мы озаглавим наш рассказ?

– Скажите, как нужно рассказывать об осеннем лесе: тихо или громко? Почему?

(Правильно, чтобы передать тишину осеннего леса, мы рассказываем тихо и спокойно. Сила голоса зависит от содержания и ситуации, в которой мы оказываемся).

– Ребята, начните свой рассказ с предложений, записанных на доске. (Дети составляют рассказ устно, затем записывают его).

Остановка “Угадалка”

– Правильно, устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, тембр, что и позволяет нам отличить ее от речи других людей.

Послушайте магнитофонную запись и угадайте, кто читает стихи.

(На магнитофоне заранее записана речь нескольких детей, читающих стихи).

Разговор с пчелой

Я закричал: “Как ты могла?!”

Пчела в ответ:

“А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен,

Я берегла его на уж-жин!”

(М.Бородицкая)

Встреча

Жук:

– Ты не бойся,

Я твой друг!

Что наставила

Рога

На меня,

Как на врага?

Коль друзей

Встречать рогами –

Станут все они

Врагами!

(В.Орлов)

Игра “Поиграем-угадаем” (см. Приложение I)

Остановка “Лесная опушка”

(Дети хором говорят: “Здравствуйте!” Ученица читает стихотворение В.Солоухина “Здравствуйте”)

– Послушайте и ответьте на вопросы поэта.

– Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу

сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

– Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг

другу сказали?

Просто “здравствуйте”, больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

– Ребята, отправляемся на прогулку.

(Дети встают, машут листочками, выполняют движения по ходу рассказа учителя).

“Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались”.

(“Золотой дождь” по Н.Сладкову)

“Пробежит, шелестя сухими листьями, черный жук у твоих ног. Мелькнет среди ветвей торопливая сойка… Все на первый взгляд привычно, обыкновенно. И никто не скажет и даже не шепнет: “Посмотри на меня, какой я красивый, интересный, очень нужный обитатель леса!”

(“Зеленые страницы”, А.Плешаков)

– Давайте учиться слушать и понимать природу.

– Ребята, попрощаемся с лесными обитателями, скажем им “До новой встречи!”

Остановка “Словарная”

– Так кто же общается только с помощью слов?

– Мы прибываем с вами на станцию “Словарную” и вспомним, для чего же людям нужна речь.

– Какие волшебные свойства слова мы знаем? (Слово веселит, огорчает, утешает…)

– Ребята, посмотрите на сказочных героев, которые путешествуют вместе с нами, и скажите, кто из них веселит? Огорчает? Утешает?

(Петрушка веселит; Буратино в первый же день своей жизни огорчил Говорящего Сверчка; Крокодил Гена утешил Чебурашку, предложив ему свою дружбу).

– Какие пословицы о слове вы знаете? Обьясните их.

Разыгрывание речевой ситуации

(Двое детей “говорят” по телефону. Остальные слушают, затем анализируют разговор).

Подведение итога урока

Дети рисуют, звучит музыка.

– Чем вам понравилось путешествие?

Приложение I

Игра

“Поиграем-угадаем”

В игре участвует весь класс. Водящий ученик стоит спиной к классу и произносит стихи Асена Босева. На вопросы водящего отвечает один из учеников (по указанию учителя). Водящий должен по имени назвать того, кто дал ответ на вопрос, т.е. узнать его по голосу.

Игралочка

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет – молодец!

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг

Угадайте – кто? (Индюк)

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать.

По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако,

Он верблюд или…Кто? (Собака)

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает…как кто? (Кошка)

Верно, верно! Угадали,

Будто где ее видали!

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята.

Тут – лисички, там – опята,

Ну а это на полянке

Ядовитые…Что? (Поганки)

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами.

И сказали: – Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,

Обожаем поваров!

Ненавидим…Кого? (Докторов!)

То, что я сказал вам, – тайна.

Догадались вы случайно.

Это был большой секрет,

Но от вас секретов нет!

(Игра взята из “Детской риторики в рисунках и рассказах”, 1-й класс, Т.А.Ладыженская и др.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте