Важнейшей проблемой в настоящее время выступает проблема переосмысления нравственных идеалов, сохранения нравственных ценностей. Полярность школьных моделей нравственности и уроков реальной жизни усложняет работу российского учительства.
Наталья НОСКОВА, учитель мировой художественной культуры гимназии №43, Омск
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы – ведущие факторы воспитательного процесса – оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. А именно признание яркой и неповторимой личности в каждом ребенке – фундамент личностно ориентированного обучения, направленного на признание уникальности каждого ученика, на признание каждым ребенком и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека.
Весь педагогический процесс в целом своей конечной целью имеет именно духовно-нравственное воспитание личности ребенка. А ребенок, приходя в этот мир, интуитивно признает свою уникальность как личности. Вот что ответили на вопрос «Как ты думаешь, зачем ты появился на свет?» ученики начальных классов нашей гимназии: «Чтобы заботиться о животных, чтобы поддерживать красоту природы, чтобы весело играть, чтобы папе и маме не было скучно, чтобы увидеть мир, чтобы помогать своей маме, чтобы гордились люди, чтобы улыбаться солнцу…» И просто: «Меня создали для счастья!» В этих ответах я вижу глубокую философию детства, о которой Морис Метерлинк писал в «Синей птице» словами Ребенка: «Они непременно должны с чем-нибудь прийти на землю, с пустыми руками туда не пускают».
Именно на основе признания своей уникальности важно воспитать в ребенке сильную личность, а это невозможно осуществить без формирования духовно-нравственной базы. Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, если он научится видеть во всем проявление высшего смысла, научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он и станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Основными принципами личностно ориентированных технологий являются: глубокая индивидуализация обучения и воспитания; развитие самостоятельности; формирование «Я-концепции» растущей личности. Такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь к Родине, сопереживание ближнему, потребность в добротворческой созидательной деятельности, – необходимое условие воспроизводства общества и самоутверждения человека. Нравственное воспитание – это воспитание чувств, навыков, привычек. А нравственные чувства – это эмоциональное отношение к обществу, к близким людям, к самому себе. Конечно, формирование таких нравственных качеств, как любовь к ближним, к маме, закладывается в семье, где в самых обыденных и житейских ситуациях люди демонстрируют уважение и любовь, привязанность и ответственность за ближнего, сострадание и сопереживание, заботу и доброжелательность. Учителя, с другой стороны, влияют на развитие этих качеств, как бы создавая поле духовной возвышенности, давая ребенку эмоционально-образный старт, облагораживая мысли и суждения своих учащихся и взращивая в них чувства уважения, доброты, гуманности, заботливости и нежности.
Личностно ориентированное обучение, на мой взгляд, должно иметь, кроме прочих, две основные цели. Во-первых, воспитывать у ребенка на основе приобщения к искусству неотчужденное и бескорыстное отношение к окружающему миру, понимание самоценности различных явлений жизни, людей, природы, чувство красоты мира. Во-вторых, воспитывать духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство. Художественное развитие вовсе не означает еще профессиональной ориентации на искусство. Этот опыт, скорее, сможет понадобиться ребенку для полноценного восприятия и понимания творений искусства, формируя в нем высокие нравственные ориентиры.
Комментарии