search
main
0

“Меня потрясла история, которую я узнала из фильма “Лики Отечества”, показанного по телевидению, – написала в редакцию наша постоянная читательница из Подмосковья Елена Гусева. – Никогда не слышала, не знала, что в далекой Африке, в Бизерте находится кладбище русских моряков, и в таком ужасном состоянии. Мучаюсь теперь, как же так? Разве можно быть такими равнодушными к своей истории?”

…Северный порт в далеком Тунисе. В 20-м году здесь стояли русские корабли, ушедшие из Крыма. Русский город на воде… Печальная участь моряков императорского флота.

Документальный фильм “Лики Отечества”, прошедший почти по всем каналам телевидения, снял молодой кинорежиссер Сергей Зайцев. Помните знаменитое “Откуда у хлопца испанская грусть?”, так и вертелся на языке у меня этот вопрос, когда познакомилась с ним.

– Впервые я оказался в Тунисе в 91-м году, – рассказывает Сергей Зайцев. – Увидел кладбище и ужаснулся. Разруха… А имена на плитах – гордость русского флота. Страшнее этого я ничего не видел. Вернувшись, стал искать сведения о бизертской трагедии. Это одна из самых малоизученных страниц белого движения.

– Вам много пришлось прочитать литературы об этом?

– Не то слово! К фильму я шел целых пять лет и пять лет собирал материалы. Тема не отпускала, для съемок надо было преодолеть многие преграды, в том числе и финансовые. Но вы знаете, когда что-то западает в душу, не дает покоя, многое происходит, случается само собой. Появляются нужные книги, источники, приходят увлеченные люди. Судьба свела меня с одним таким человеком, историком и журналистом Владимиром Лобыцыным, который немало сделал, чтобы увековечить память о русских военных моряках, сложивших голову во славу Отечества на чужбине. Последние несколько лет Владимир Викторович борется за восстановление памятника русским воинам в Галлиполи (Турция).

– Фильм получился, конечно, очень грустным. Пожилая женщина, единственная оставшаяся в Бизерте свидетельница той трагедии, бредущая по тропинке среди разоренных могил русского кладбища, маленькая церквушка – храм Святого Александра Невского, задавленная со всех сторон арабскими виллами… Кусочек России в далеком Тунисе. Фильм вышел, его посмотрели. А дальше?

– Донести свою боль до зрителей, думаю, удалось. Пришли неравнодушные люди, предпринимаются попытки восстановления захоронений… Конечно, все происходит не так быстро, как хочется. Поэтому и появилось позднее послесловие к фильму, я почувствовал, что необходима новая волна внимания к проблеме. А как ответ на вопрос “Зачем ворошить прошлое?” родились стихи:

В прошлое путь запорошен

Снегом бессмысленных лет.

Кто я в любимом прошлом?

Житель каких планет?

Туда прихожу не прошен

Тревогами спящих жить,

Ищу я не пепел в прошлом,

Огонь я хочу добыть!

– Ваш фильм “Лики Отечества” – это размышление о нашей истории, вдумчивый, зрелый взгляд мастера. А у кого вы учились?

– Я учился у замечательных педагогов. Когда пришел в мастерскую Туманишвили, то его имя мне ничего не говорило. Поинтересовался, какие у него фильмы. Оказывается, все они хорошо известны: “Одиночное плавание”, “Волкодав”, теперь вот “Юкка”. Хуже, когда наоборот – имя повторяют, а картин никто не смотрел, такое тоже бывает. Мои учителя – Михаил Иосифович Туманишвили и Владимир Владимирович Акимов – помогали не только советом, но и делом, старались оказать реальную помощь в том, чтобы студент мог начать практическую работу, то есть снимать кино! Другой мой учитель – Игорь Иосифович Класс, все время вразумлял нас: “Вы не стремитесь, не спешите самовыражаться. Этим будете заниматься всю жизнь. Надо хорошо освоить профессию”. А вообще когда-то уже давно я закончил Гнесинку по классу гитары, потом курсы сценаристов при ВГИКе и Высшие режиссерские курсы. Я знаю, чтобы состояться в профессии режиссера, надо много трудиться. Я к этому готов.

– Второй фильм, уже игровой, вы сняли по маленькому рассказу Александра Грина “Змея”. Это классика. Неужели не нашлось более оригинального сюжета, ведь, как правило, молодые режиссеры хотят удивить мир чем-то необычным?

– Я отдаю себе отчет в том, что мир этим фильмом я не удивлю. Но сделать хорошо, профессионально свою работу – это немало. Главное, чтобы зрителю не было скучно! Меня спрашивают: “Что снимаешь?” Говорю, что Грина. “А, это тот, который “Алые паруса” написал!” Жаль, что писатель ассоциируется только с одним-двумя произведениями. Да, Грина принято считать уже классикой, но, скажем, о его рассказе “Змея” мало кто слышал. Это пронзительная история неразделенной любви… Впрочем, сюжет пересказывать не буду.

– Скоро ваш фильм выйдет на экраны. Нашим читателям интересно, с какими актерами они встретятся?

– В фильме снялся Вадим Викторович Захарченко, актер, которого я глубоко уважаю. У него на счету более трехсот ролей в кино. Федора Стукова зрители знают по фильмам “Остров сокровищ”, “Петербургские тайны” и многим другим. А еще снимались Маша Глазкова, актриса Театра на Малой Бронной, Миша Мамаев, известный по роли князя Оленева в трилогии о гардемаринах Светланы Дружининой, Женя Крылов, актер с иноземной внешностью, как про него говорят. К слову сказать, я такой типаж и искал, ведь события моей ленты происходят в выдуманной стране. Снял фильм молодой и талантливый оператор Святослав Храплюк-Познанский. Картина почти завершена. Какой она получилась – судить зрителям.

Беседовала Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте