search
main
0

«Меня бросили, я не знаю, как это пережить». Как уберечь школьников от стресса

Все чаще мы слышим о стрессах у детей, у школьников. Частая причина – наказание за плохое поведение или двойки, возмущение педагогов, гнев родителей. Это не все, у детей есть личные проблемы, которые кажутся им неразрешимыми. Почему же в школе возникают ситуации, неблагоприятные для детского здоровья (стрессоры)? Кто может помочь им преодолеть личные проблемы? Об этом мы беседуем с кандидатом психологических наук, руководителем Центра экстренной психологической помощи МГППУ, координатором «Детского телефона доверия» Олесей ВИХРИСТЮК.

«Я очень одинок, меня никто не понимает…»«Меня бросили, я не знаю, как это пережить…»«Я все время боюсь опозориться перед классом…»«Я боюсь отчима…»«В классе все надо мной смеются, обзываются, прячут мои вещи…»«У меня опять замечание и двойка в дневнике. Я боюсь идти домой, отец меня убьет…»«Я видела, как папа целовался с другой женщиной… Я хочу его убить…»«Мне вчера дали попробовать наркотики… Мне очень плохо…»«Я уверен, что я полный идиот, мама говорит, что я бездарь…»- Олеся Валентиновна, хочу начать нашу беседу с литературного примера. На героя повести «Детство Темы» Гарина-Михайловского обрушились сразу два несчастья. Тема не сдал экзамены и получил взбучку от родителей. От нестерпимой обиды ребенок решил умереть, отравившись спичками. К счастью, его спасли. Такое нередко случается и в реальной жизни. Детей ругают дома за плохие оценки, за провал на экзаменах в вуз, за плохое поведение…- К сожалению, это не редкость, когда родители оценивают своего ребенка с точки зрения успехов в учебе. Тем самым они формируют его отношение к себе: хорошо учусь – «я молодец, меня все любят», получил двойку – «меня уже не любят, я плохой». Поступку Темы предшествовал целый ряд событий, определенная жизненная ситуация развития, которая блестяще описана Гариным-Михайловским. Это и отсутствие единых требований, предъявляемых родителями мальчику (авторитарный стиль воспитания отца и мягкий стиль матери), и телесные наказания, впоследствии породившие «враждебное чувство» к отцу и т. д. Подобные случаи в разных семьях складываются по-разному. Другими словами, переживание неудач может иметь для детей разные последствия. Связано это с индивидуальными различиями.- Мы знаем, что у детей младшего возраста стресс вызывает смена обстановки при переходе из детского сада в первый класс. Как должны действовать родители и педагоги, чтобы помочь ребенку преодолеть стрессовое состояние?- Действительно, поступление в школу – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Ему придется выполнять множество новых требований, ограничивать себя в играх. На этот же период приходится и так называемый кризис семи лет. Это период рождения социального «я». Именно в этом возрасте малыш учится самоконтролю, выражать свои мысли и эмоции или, наоборот, сдерживать их. Часто в этот возрастной период у родителей возникают трудности воспитания, ребенок может становиться неуправляемым, капризничает, замыкается, не слышит обращения, просьбы взрослых, утрачивает детскую наивность и непосредственность. Меняются и интересы. Теперь уже игра постепенно уходит на второй план.Для того чтобы помочь ребенку преодолеть все трудности вхождения в новую для себя жизнь, родителям и педагогам стоит прежде всего обратить внимание на готовность его к учебе, если необходимо, не затягивая, обратиться к специалистам (психологу, неврологу, логопеду и пр.). Не оценивайте ребенка только по его учебным успехам (или неудачам), это снижает его самооценку. Также хотелось бы предостеречь как родителей, так и педагогов от того, чтобы уделять ребенку больше внимания тогда, когда он что-то натворил, провинился. Ведь он нуждается во внимании, общении, похвалах и тогда, когда занят делом, ведет себя спокойно.- От обиды, от страха перед учителем или родителями дети часто плачут. Это снимает стресс или плакать вредно для здоровья ребенка?- Думаю, что здесь однозначного ответа быть не может. С одной стороны, считается, что как таковой плач несет облегчение, утешение, разрядку от накопившейся тревоги. Плачущий ребенок не накапливает в себе негативные эмоции, а дает им выход, что, безусловно, в стрессовой ситуации необходимо. С другой стороны, смысл плача – это сигнал неблагополучия, призыв на помощь. Если не наступает желанного утешения, то потребность в помощи остается неудовлетворенной. Взрослым надо сделать все, чтобы предотвратить саму ситуацию, вызывающую плач ребенка, разобраться, что именно тревожит ребенка.- От чего зависит глубина и продолжительность воздействия стресса на нервную систему? Бывают ли хронические состояния продолжительного стресса?- Очень часто различные стрессоры действуют одновременно, а их отрицательное воздействие на ребенка накапливается. При регулярном, повторяющемся стрессе возникает хронический стресс. При возникновении даже небольших затруднений чувствительный к стрессу ребенок страдает. Срабатывает принцип «последней капли».Хронический стресс – это длительное тревожное состояние организма, из такого состояния человеку трудно выйти без посторонней помощи. Он может проявляться в разных формах – это повышенная эмоциональность, ранимость, а также раздражительность, гневливость.Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех признаков указывает на то, что у ребенка может быть хронический стресс и ему нужна помощь специалиста.Следствиями хронического стресса может стать подавленное настроение, может появиться чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка, чувство вины.- Труд учителя связан с большим нервным напряжением, и педагогов тоже настигают стрессы, что нередко исходит от учеников… Что бы вы посоветовали учителю, как избегать конфликтных ситуаций с детьми?- Тема конфликтов между учениками и педагогами очень обширная. Полностью избежать конфликтных ситуаций, наверное, невозможно. Но стоит помнить, что любая из них несет в себе и конструктивные моменты для участников, а именно новый опыт, новое видение ситуации, и наконец, в каждом конфликте потенциально заложены выходы из него. Главное – не забывать о том, что на поведение взрослых смотрят дети и в дальнейшем та или иная модель поведения будет скопирована ими на будущее.- Известно, что стрессы являются причиной многих серьезных заболеваний. Можно ли, с точки зрения психолога, научить детей избавляться от стресса, беречь свою психику?- В течение жизни человек нарабатывает целый набор различных способов разрешения трудных, стрессовых ситуаций, формирует навыки жизнестойкости, тем самым развивая психологическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне. Уверенность человека в своей способности преодолевать жизненные трудности повышает самооценку, способствует развитию собственной ценности.Подросток с его формирующейся психикой очень чувствителен к встречающимся на его пути жизненным ситуациям. При этом он ищет человека или группу людей, способных оказать поддержку. К сожалению, результаты этих поисков часто оказываются неконструктивными. Например, подростку обычно легче приобрести авторитет среди дворовой компании.Вот что можно посоветовать родителям:1. Сохраняйте, поддерживайте благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.2. Старайтесь воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что вы сопереживаете его чувствам.3. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы.4. Поддерживайте подростка в принятии самостоятельных решений. Научите его просчитывать последствия своих действий.5. Поддерживайте и стимулируйте творческий ручной труд подростка. Даже если вам кажется, что он впадает в детство и ничего полезного не делает (рисование, плетение фенечек, украшение одежды), все это является своеобразной разрядкой, несет успокоение.6. Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком (объятия, прикосновения, поглаживания).7. Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. Хорошая семейная традиция должна быть интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте