search
main
0

Меньше школа – меньше денег. Почему на учительское жалованье одни живут вполне прилично, а другие бедствуют?

Зарплату учителям наконец-то повысили во всех регионах – это признают даже самые убежденные негативисты и критики власти. Жить стало немного лучше и даже чуточку веселее. Особенно явственно государственную заботу почувствовали дошкольные педагоги, и за них нельзя не порадоваться. Конечно, повышена зарплата неодинаково: учителя за один и тот же труд, требующий огромных душевных и физических усилий, получают где-то больше, где-то меньше – исходя из возможностей конкретного региона, муниципалитета и даже школы. Москву сразу оставим за скобками – там все свое, особенное. Но даже в провинции разброс зарплатных сумм большой – от 8 до 30 тысяч рублей. О средней, больше интересующей чиновников, мы говорить не будем. Учителей мало утешают эти усредненные показатели, даже если они достойно выглядят в глазах широкой общественности, потому что бюджет учительской семьи складывается из вполне конкретных сумм.

Вот о реальном бюджете и поговорим сегодня. Как живут учителя разных школ в одном и том же регионе,  на что им хватает средств, а на что не очень,  об этом обычно узнаешь из бесед, в которых педагоги, ничего не скрывая, рассказывают о своей нагрузке и зарплате, о премиях и различных доплатах. И о ежемесячных обязательных тратах, конечно же. Единственное, о чем они просят, – по возможности не открывать их имен и фамилий, поскольку, как они говорят, «мало ли что». Вдруг районному управлению образования не очень понравится то, о чем они рассказывают? Именно поэтому в нашей статье имена и фамилии собеседниц будут изменены.Чтобы анализ уровня жизни учителей Нижегородской области был максимально объективным, я взяла в качестве примера трех педагогов более или менее одинаковой квалификации, стажа, с одной и той же учебной нагрузкой. Одна из них – Мария Боброва, 45 лет – работает в одном из престижных образовательных учреждений областного центра, имеет высшую категорию, ведет 24 часа, классное руководство. На иждивении у Марии сын-школьник, мужа нет. Чистыми Мария получает 22 тысячи рублей. Этого, разумеется, недостаточно для жизни в большом городе, поэтому она подрабатывает репетиторством (русский язык и литература) и ведет часы в одном из частных развивающих центров. Работе в нем она посвящает свой единственный свободный день. Таким образом, ее бюджет составляет в общей сложности, кроме летних месяцев (это отдельная статья), порядка 32 тысяч рублей. Из них 5 тысяч уходит на оплату ЖКХ и электричества, тысяча – на городскую и мобильную телефонную связь. На проезд в городском транспорте уходит не менее тысячи в месяц, три тысячи – расходы на проезд и школьные обеды ребенка. Оставшееся позволяет более или менее сводить концы с концами и даже откладывать на скромный летний отдых. Ежегодно мама с сыном выезжают на Азовское море в один из недорогих домов семейного отдыха. Разумеется, после поездки, особенно к концу каникул, Мария с нетерпением ждет зарплаты, потому что все ресурсы к августу бывают уже исчерпаны.Вторая учительница – Светлана Вереницкая, 42 года – живет в Тоншаевском районе Нижегородской области (это самый север региона), имеет первую категорию, ведет 22 часа и классное руководство. В ее школе немногим более 100 учащихся. Чистыми Светлана получает 20 тысяч рублей. У нее на иждивении два сына: один учится в техникуме, второй – ученик начальных классов. Муж Светланы работает водителем в одной из небогатых организаций и получает меньше жены. Живут супруги Вереницкие в собственном доме, давно требующем ремонта. В деревне нет газа, поэтому дом топится дровами. На зиму нужно три машины дров. В нынешнем году каждая из них стоила 5 тысяч рублей. Муниципалитет компенсирует учителям затраты только на одну машину дров в год. Затраты на электричество тоже компенсируются частично. Учитывая удаленность от областного центра, нужно принять во внимание и высокие цены на продукты питания.Раньше Светлана держала и корову, и поросят, но сейчас школа поглощает все ее время, и сил на хозяйство совсем не остается. Конечно же, Вереницкие имеют приусадебный участок, на котором выращивают картошку, свеклу, морковь, зелень и огурцы. Помидоры, перец и баклажаны в Тоншаевском районе сажают лишь энтузиасты. Здесь суровый северный край: поздняя весна, в августе холодные росы, случаются даже заморозки – это зона рискованного земледелия. На отдых семья Вереницких не выезжает – не хватает денег. Зато хватает забот об огороде и ремонте дома. Чтобы хоть как-то залатать в нем дыры, Светлана каждое лето берет кредит, который выплачивает потом весь год. Самая большая летняя радость, доступная семье Вереницких, преодолев 350 км на своем утлом «москвиче», выбраться на два дня в областной центр, посетить цирк, планетарий, погулять по набережной и поглазеть на витрины торговых центров – порадоваться за горожан. Впечатлений хватает на несколько месяцев.Третья учительница – Татьяна Абросимова, 51 год – живет и работает в самом южном, Большеболдинском районе Нижегородской области, имеет первую категорию, ведет 23 часа и классное руководство, получает за это чистыми 24 тысячи рублей (сюда входят и сельские надбавки). Кроме того, уже год, как ей идет пенсия по выслуге лет (она составила 8,5 тысячи). Живет Татьяна в частном доме, дети уже самостоятельные, живут и работают в областном центре. Муниципалитет полностью компенсирует расходы на газ и электричество. Учитывая, что в районе прекрасная земля – настоящий чернозем,  можно себе представить сад и огород Татьяны. Что в нем только не растет! Так что весь год сама Татьяна и ее дети питаются летними припасами: не только картошкой, но и разнообразными соленьями и вареньями.У Татьяны, разумеется, хватает денег на ежегодный отдых на море – его она может себе позволить. Конечно, так хорошо и вольготно ей живется лишь последние три года. «До этого, – признается Татьяна, – и доходы были другими, и расходы были несравнимы с нынешними. Зато сейчас только жить и радоваться!» Порадуемся и мы за Татьяну и учителей Большеболдинского района. Как выяснилось, большинство из них довольны жизнью, чего нельзя сказать об учителях северных районов. Именно там самая большая убыль населения и соответственно самая маленькая наполняемость классов. Нужно ли говорить, что за преподавание в классах, где всего 9 человек, учитель получает меньше, чем там, где учатся 20? Хотя на подготовку и проведение занятий тратит столько же энергии, сколько и его коллега в большой школе, а иногда и больше. Известно, что в сельских школах учатся самые разные дети, в том числе и требующие коррекции и особого индивидуального подхода. Поэтому учителя считают верхом несправедливости ставить оплату часа в зависимость от наполняемости класса. Другое дело – проверка тетрадей. Конечно, проверить 9 работ – совсем не то что проверить 28. Вот эту разницу и нужно учитывать.Есть и еще один очень важный момент, поскольку он существенным образом влияет не только на уровень жизни, но и на самоощущение педагогов. В течение года «Учительская газета» уже писала о том, что подушевая система финансирования несовершенна, потому что серьезно ограничивает размер стимулирующего фонда так называемых небольших школ. И даже если в такой школе все учителя трудятся на совесть, участвуют и даже побеждают в профессиональных конкурсах, готовят детей к олимпиадам и конференциям, даже если ученики выступают на этих олимпиадах на высоком уровне,  стимулирующая выплата педагогам будет смешной по сравнению с выплатой учителям большой школы.Мы приводили пример: финалист регионального конкурса – учитель школы, где учатся около 500 детей, получает из стимулирующего фонда вознаграждение меньшее, чем участник (не победитель!) районного конкурса из большой школы. Директор маленькой школы и рад бы наградить своего учителя достойнее, но у него есть жесткий лимит. Все дело в стоимости пресловутого балла: в одной школе балл стоит 20 рублей, в другой 200. Получается, что участие в конкурсах, подготовка к олимпиадам экономически выгодны только педагогам крупных школ, учителям небольших школ дополнительные усилия приносят лишь моральное удовлетворение. Но оно (моральное удовлетворение) имеет свойство быстро улетучиваться, как только учитель, получивший 100 рублей в качестве поощрения, узнает, что за победу в таком же конкурсе его коллега из городской школы получил две тысячи. Ведь понятно же, что педагоги общаются между собой не только на курсах повышения квалификации, но и в социальных сетях, в профессиональных сообществах. Когда учитель все сравнит и посчитает, его настроение нередко меняется.Так, Татьяна из Большеболдинского района, узнав о доходах коллег, поняла, что она живет если не лучше всех учителей Нижегородской области, то лучше многих точно, а Светлана задумалась, почему творится такая несправедливость по отношению к ним, северянам. И только Мария, которой в нынешнем году грозит уменьшение нагрузки до 19 часов, решила для себя, что все поправимо – нужно только засучить рукава и взять больше репетиторства, благо в областном центре нет отбоя от желающих приобщиться к русской грамоте.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте