Под занавес года белорусским бюджетникам обещан поистине рождественский подарок – материальная помощь в размере половины должностного оклада – как раз на четыре бутылки шампанского…
А вообще, если бы не ставшие притчей во языцех учительские зарплаты, то минувший год для белорусской школы мог бы оказаться вполне успешным. Высокие параметры развития системы образования республики были отмечены в 1999 году специальной медалью ЮНЕСКО. Большие планы у белорусской школы на будущее. О них говорил на одной из рождественских встреч с минскими директорами министр образования Василий Стражев.
Так, по поводу перехода на 12-летнюю модель школы у министерства нет никаких сомнений. Во-первых, по этому пути идет весь цивилизованный мир. Во-вторых, увеличивая срок пребывания ученика в школе, в Беларуси вовсе не собираются удлинить срок получения профессии. Вслед за 12-летним средним образованием в республике последует 4-летнее высшее. Вообще, если сегодня в 10-й класс переходят 64 процента девятиклассников, то лет через десять, по мнению министра, эта цифра сократится до 40-45 процентов. И в основном молодые люди будут завершать образование не в школах, а в профессиональных лицеях и колледжах.
Подумывает Беларусь и о массовом высшем образовании. Сегодня республика имеет неплохой показатель – 250 студентов на 10 тысяч населения. Вполне реально, что в ближайшем будущем каждый второй выпускник белорусской школы сможет получить высшее образование.
Пытается республика смягчить и последствия демографического спада. Наполняемость классов в начальной школе уже в ближайшем году планируется снизить до 20 человек. Уменьшится, вероятно, и нагрузка учителя.
В своем дальнейшем реформировании белорусская школа по-прежнему постарается сохранить лучшие черты советской (массовость, доступность, научность) и избавиться от ее же недостатков – унифицированности и абстрактности знаний. Как образно сказал министр, наши дети успешно находят площадь прямоугольника, но, став взрослыми, они почему-то не в состоянии вычислить требуемое количество обоев для прямоугольной комнаты…
Для претворения планов в жизнь нужны две вещи – деньги и кадры. Сегодня реформы держатся в основном на голом энтузиазме педагогов. Средняя зарплата белорусского учителя – 20 долларов, воспитателя детского сада – вполовину меньше. Даже в Минске некоторые детские сады находятся на грани закрытия – не хватает штатного состава. Вслед за ними, как полагают многие, может “тронуться”и школа. Ситуация здесь настолько серьезная, что стала предметом предновогоднего совещания у президента республики.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Комментарии