search
main
0

Mens sana in corpore sano. Внеурочное мероприятие для учеников 5-7-х классов

Цель: обобщение и систематизация знаний о правилах гигиены, важности их соблюдения и значении для здоровья человека.

Задачи:- уточнить представление обучающихся о гигиене;- рассмотреть связь гигиены с другими дисциплинами;- обсудить различные аспекты отношения к гигиеническим правилам и их последствия;- обучить элементарным навыкам предупреждения некоторых нарушений состояния здоровья.Структура занятия (см. таблицу).Введение: определение понятия «гигиена».«Что такое гигиена?Может, это зверь – гиена?»Учитель: Давайте попробуем самостоятельно дать определение понятию «гигиена».Ученики предлагают разные варианты:- гигиена – это чистота;- гигиена – это здоровье;- гигиена – это когда человек делает все по правилам и т. д.Учитель: Существует много определений этой науки, они включают в себя все те понятия, которые вы перечислили. Сформулируем одно из таких определений, оно краткое, но очень емкое: «Гигиена изучает жизнедеятельность человека в различных условиях» (определение вывешивается на доске).Ее задача – это предупреждение нарушений здоровья человека на уровне отдельных органов и организма в целом.Основной этапУчитель: Гигиена – это комплексная наука, тесно связанная с другими науками. Давайте вместе с вами создадим эту схему взаимодействия в виде цветка, в центре которого находится гигиена (учащиеся называют дисциплины, учитель прикрепляет их названия с помощью магнитов на доску в виде ромашки (см. схему).Согласитесь, что если мы оторвем хоть один лепесток от этой символической ромашки, она уже не будет такой красивой. Но я бы добавила еще одно понятие. Для этого обратимся к названию нашего занятия – там есть слова «sana» и «sano». Та наука, которую я имею в виду, содержит корень «сан» (как правило, дети вспоминают санитария; слово добавляется к схеме, и педагог дает перевод названия темы с латинского на русский: «В здоровом теле – здоровый дух!»).Теперь мы поделимся на группы, каждая получит одно и то же задание, но результаты его выполнения, я думаю, окажутся различными (учащимся предлагается составить примерную памятку о соблюдении правил гигиены, желательно в стихотворной и шутливой форме).Например:1. Кто чистит зубы по утрам,Тот поступает мудро!2. Руки, как у трубочиста?Мы их моем с мылом чисто!3. Чтоб в желудке был покой,Руки мой перед едой!4. Не уходи из ванной, стой:Ноги на ночь тоже мой!Педагог при этом комментирует, как эти правила нужно соблюдать.Комментарии к правиламК примеру 1. Необходимо чистить не только зубы, но и десны, щеки, язык, так как они покрыты микроворсинками, между которыми скапливаются остатки пищи и бактерии.К примеру 2. Руки мыть нужно не только водой, но обязательно с мылом, в определенных случаях желательно хозяйственным, совершая не менее 30 втирающих движений, включая межпальцевое пространство.К примеру 3. В качестве комментария к этому пункту предлагается демонстрация результатов лабораторного опыта, который в целях безопасности проводит педагог, используя лабораторное оборудование медицинского учреждения.Лабораторный опыт №1. Микробиологическая проба на содержание бактерий.Оборудование и материалы: чашки Петри, агар-агар (питательная среда), термостат или духовой шкаф, кисточки.Ход работы: в чашки разливается простерилизованный жидкий агар-агар. После остывания кисточкой наносим смывы с грязных рук, стола, дверных ручек и т. д.Чашки на 2-3 дня помещаются в термостат при t=20-220. Через 2-3 дня из отдельных бактерий, попавших в питательную среду, образуются колонии, которые хорошо видны невооруженным глазом.Внимание! Крышки чашек не открывать!Этот опыт хорошо подтверждает истину о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы наглядно видим, что попадает к нам в рот с пищей, если мы не моем руки. Недаром заболевания, связанные с паразитами (гельминтозы), инфекционные заболевания и пищевые отравления называют болезнями грязных рук.К примеру 4. Часто это правило забывают, но многие из нас сталкиваются с неприятными последствиями его игнорирования: запах, грибок, вросшие ногти и т. д. Поэтому мыть ноги нужно ежедневно со щеткой и мылом.Но нашим ногам грозит еще одна опасность, связанная с несоблюдением правил гигиены, – плоскостопие. Раннее его обнаружение и профилактика – хорошая гарантия отсутствия этого пусть не смертельного, но неприятного заболевания. Но что отрадно, обнаружить его мы можем сами, и не только у себя, но и у своих родных.Практическая работа №1. Определение наличия плоскостопия.Оборудование: лист бумаги, карандаш, линейка, стакан воды.Ход работы: смочите ногу и мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Получившийся отпечаток обведите карандашом. Измерьте ширину плюсневой (а) части (сразу под пальцами) и ширину средней части стопы (б). Результат выразите в процентах: р=а/б х100%. Если результат не превышает 33%, то стопа нормальная, плоскостопие отсутствует.Ну а если признаки налицо, принимайтесь за исправления (предлагается вспомнить гигиенические правила по предупреждению плоскостопия – свободная обувь, периодические прогулки, каблук средней величины и т. д.).Проверить можно и состояние очень важного органа человека – позвоночника.Практическая работа №2. Определение наличия нарушения осанки.Оборудование: не требуется.Ход работы: плотно прижмитесь к стене пятками (обувь предварительно снять), икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Раскрытую ладонь пропустить между стеной и поясницей. Если ладонь проходит или проходит даже кулак, у вас наблюдаются отклонения от нормы. (Вспоминаем правила нормальной осанки, какое необходимо освещение и т. д.)Как видите, некоторые гигиенические исследования можно провести самостоятельно, без обращения к врачу, до наступления осложнения. Ведь данные, полученные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), показывают, что 50% здоровья зависит от образа жизни, в том числе соблюдения правил гигиены, и только 8,5% – от здравоохранения.РазрядкаУчитель: А теперь давайте немного переключим внимание, но от темы нашего занятия совсем отходить не будем (учитель предлагает задачку из задачника Г.Остера).Задача. Чтобы быть всегда чистым, Васе нужно 24 куска мыла в год. Если мыть только пятки и уши, то мыла понадобится в 8 раз меньше. На мытье каждого уха уходит по одному куску мыла в год. Сколько мыла уходит в год на пятки?Подведение итогов (рефлексия)Учитель: Во время сегодняшнего занятия мы вспомнили много уже известных вам понятий и правил, ознакомились с новыми, еще не встречавшимися. Для подведения итогов предлагаю составить синквейн (пятистрочие) или кластер («гроздь винограда»), используя вышеупомянутые понятия.1-й вариант. Составление синквейна.Например:Гигиена (существительное).Здоровое, медицинское (два прилагательных).Мыть, чистить, соблюдать (три глагола).Знать правила гигиены (краткое предложение).Санитария (существительное, ассоциирующееся с основным понятием).2-й вариант. Составление кластера.Раздается текст из учебника или журнала, содержащий материал о гигиенических правилах. Вначале выбирается главное слово, определяющее смысл всего текста, затем оно разбивается на составляющие (2-3) слова; эти слова в свою очередь разбиваются еще мельче и т. д.Мы начали наше занятие со слов: «Что такое гигиена? Может, это зверь – гиена?» А закончить можем так:Гигиена – что за штука?Это верная наука!Кто-то если с ней не дружит,То порой в больнице тужит.Список литературы1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология, т. 1-3. – М., Мир, 1990.2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книги для самообразования. – М.: Просвещение, 1992.3. Мамонтов С.Т., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.4. Сердюковская Г.Н., Сухарева Л.М. и т. д. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1999.5. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.​Наталья ЛОГИНОВА, учитель биологии и химии внутрибольничной школы при ГДБ №1 (педчасть) города Тольятти Самарской области, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте