Система профессионального образования Москвы находится на пороге больших перемен. На сайте Департамента образования города Москвы вывешены для обсуждения два серьезнейших документа: проект нового закона «Об образовании в РФ» и проект государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». В новых документах стратегическим направлением развития системы профессионального образования определено создание государственной системы управления качеством деятельности образовательных учреждений и качеством образования выпускников профессионального образования.В соответствии с проектом «Столичное образование» (2012-2016 гг.) главное целеполагание – московский стандарт качества образования, в том числе и профессионального, чтобы образование стало инновационным, передовым, доступным каждому москвичу.
В РФ создается система управления качеством рабочей силы, включающая: национальную рамку квалификаций; профстандарты (утвержденные созданным в 2006 году Национальным агентством развития профессиональных квалификаций при РСПП); ФГОС; систему независимой сертификации профессиональных квалификаций.Сейчас в педагогическом сообществе колледжей идет поиск идей – как обеспечить качество выпускников столичных колледжей? Проблема системная, а значит, и ее решение может быть только системным.Ситуация уникальная – руководителям и инженерно-педагогическим коллективам колледжей предстоит одновременно за короткий период (не более года) решить сложнейшие задачи. Только от одного их перечня захватывает дух…Нам предстоит решить внутрисистемные задачи создания новой сети образовательных учреждений системы СПО Москвы, а также обеспечить их интеграцию в отраслевую систему экономики Москвы. Необходимо: Изменить статус колледжей – обеспечить переход в новую форму – автономную или бюджетную (с 1 января 2012 года). Реализовать с 1 сентября 2011 года переход на федеральные государственные стандарты третьего поколения. Оптимизировать кадровый потенциал руководящих и педагогических работников колледжа на основе новой системы оплаты труда (с 1 сентября 2011 года), новой формы аттестации (с 1 января 2011 года). Создать систему многоканального финансирования. Модернизировать учебно-материальную базу колледжа, оснастив ресурсные центры новейшим оборудованием, позволяющим готовить рабочих и специалистов по инновационным производственным технологиям. Создать систему электронного образования, позволяющего интенсифицировать учебный процесс. Создать московскую систему независимой оценки качества профессионального образования в ОУ города Москвы. Создать систему менеджмента качества профессионального образования в каждом колледже в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации системы менеджмента качества ГОСТ РИСО 9001-2008. Создать систему научно-исследовательских работ и научно-технического творчества студентов и преподавателей.Этот перечень внутрисистемных проблем не случаен. Для того чтобы обеспечить качество профессионального образования выпускников столичных колледжей, необходимо разработать единый нормативно-правовой, организационно-педагогический и экономический механизм – единую концептуальную систему решения этих задач на уровне Департамента образования города и на уровне колледжей (в перспективе автономных и бюджетных образовательных организаций).Сегодня момент исторический. Мы можем вместе определить, по какой логике, на основании какого механизма можно создать ОУ нового экономического статуса, способное обеспечивать качество профессионального образования выпускников, соответствующее требованиям ФГОС и требованиям московских работодателей.За последний год обсуждений на всех уровнях системы образования и педагогической общественности определились три основных подхода к созданию системы менеджмента качества профессионального образования в ОУ СПО, основанных на приоритете и логике решения поставленных задач.Первый подход (бессистемный) – последовательное, возможно, параллельное или одновременное решение задач с 1 по 8, в числе которых и создание системы менеджмента качества профессионального образования. Это очень длительный процесс со многими ошибками. К сожалению, на таком уровне сегодня происходит осмысление проблемы большинством педагогов и руководителей.Второй подход (экономический) – за основание построения единой системы, способной обеспечить качество профессионального образования, берется экономическая составляющая, а именно изменение статуса колледжей – переход в новую форму – автономную или бюджетную (с 1 января 2012 года), а уже после создания АУ или БУ колледжи решают все остальные задачи, в том числе создают систему менеджмента качества профессионального образования. Такой подход, безусловно, результативен, но он не исключает быстрого сокращения числа колледжей, изначально рассматривающих систему менеджмента качества профессионального образования как структурное подразделение образовательной организации. Если изначально в организационно-педагогическую структуру АУ или БУ не заложить инновационную систему менеджмента качества профессионального образования, то такие образовательные организации не смогут за три контрольных года обеспечить конкурентоспособных выпускников.Третий подход (системный – «управление по результатам») – за основание построения организационной структуры управления автономной или бюджетной образовательной организации берется система менеджмента качества профессионального образования, ГОСТ РИСО 9001-2008.Третий подход наиболее перспективный. Какие у нас есть для этого основания?В настоящее время в московских колледжах активно работает организационно-педагогическая система оценки качества профессионального образования в колледжах, базирующаяся на государственной системе лицензирования и аккредитации учреждений образования, государственной системе аттестации преподавателей и учащихся, которую реализуют специальные аттестационные подразделения и комиссии Министерства образования и науки РФ, Департамента образования Москвы.В современных образовательных отношениях перед нами закономерно встают задачи перехода от традиционной системы оценки качества к инновационной системе менеджмента качества профессионального образования по результатам. Инновационная система менеджмента качества автономного образовательного учреждения – оптимальная организационно-педагогическая структура ОУ, регламентирующая деятельность администрации и инженерно-педагогического коллектива по обеспечению опережающего уровня профессиональной квалификации и профессиональных компетенций выпускников колледжа в соответствии с требованиями ФГОС, современного инновационного производства и рынка образовательных услуг.Проведенный анализ показал, что московские колледжи, на базе которых работали городские экспериментальные площадки и колледжи с инновационными площадками в последнее пятилетие, внедряют новые СМК, ориентированные на «целевой и процессуальный подходы», а не на традиционный структурно-функциональный, как было раньше.В основном используют три модели управления качеством, основанные на следующих методах и подходах.Оценочный метод (SWOT-анализ) управления качеством деятельности колледжа.Концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (TQM).Подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000. Этот подход сегодня признан как наиболее перспективный и эффективный в вузах РФ и за рубежом (в учебных заведениях профессионального образования). Его реализуют более 140 стран мира.Опыт создания систем менеджмента качества в высшей профессиональной школе свидетельствует о том, что ОУ РФ идут двумя путями. На первом приглашают работников из специальных центров Проектирования СМК колледжа, основанной на требованиях стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000. Такие центры в РФ существуют уже более 10 лет, выполняют платные заказы, их услугами пользовались многие вузы. Срок создания такой системы – 2-3 года, доведение ее до оптимального функционирования – 5 лет. Такой проект потребует специального финансирования. Второй – самостоятельная инновационная деятельность колледжа. Руководству колледжа без создания организационной структуры СМК, встроенной в организационную структуру управления АУ, невозможно внедрять инновации во все виды деятельности колледжа, и прежде всего осуществлять финансовый менеджмент. Срок создания такой системы – 5-7 лет, доведение до оптимальной деятельности – 10 лет.Для того чтобы создать в колледже – будущем АУ – СМК, основанную на требованиях стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000, руководству колледжа и инженерно-педагогическому коллективу необходимо овладеть компетенцией и технологией поэтапного создания организационной структуры.Такая технология и организационная структура разработаны в политехническом колледже №8 по результатам работы городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Разработка системы управления качеством профессионального образования подготовки кадров машиностроительного профиля» (первая по данной проблематике в г. Москве).В нашем колледже разработаны механизм оптимизации организационной структуры и организация деятельности колледжа в соответствии с требованиями СМК, мы готовы поделиться своей моделью. Необходимо понимать, что наша (или иная) научно-методическая модель эффективного использования инновационных систем заработает на качество московского образования, если решить задачи: обеспечения нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию СМК в колледже; разработки и публикации методических пособий и рекомендаций по внедрению международных принципов менеджмента качества в колледжах; создания региональной системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций (с учетом опыта субъектов РФ); подготовки и привлечения квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления колледжами; обучения инженерно-педагогических кадров новым принципам создания СМК в системе переподготовки, повышения квалификации и обучения; дополнительных объемов финансовых средств для эффективного проведения качественной реструктуризации колледжа и создания инновационных СМК.Если на уровне столичного профессионального образования заработает единый механизм региональной системы качества, значит, все вместе мы сможем обеспечить московский стандарт качества образования.Людмила АРТЕМЬЕВА, заместитель директора политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова по НМРОткрытость и публичность – факторы нового времени в образовании«Московский колледж» открывает публичную дискуссию по проблемам развития профессионального образования в Москве.Если у вас есть профессиональная позиция, пусть о ней знает педагогическое сообщество!Каждый автор будет участником конкурса на лучший материал по проблемам профессионального образования, итоги которого мы подведем 15 декабря 2011 года.Присылайте ваши статьи по адресу movin18@yandex.ru.Лучшие будут напечатаны на страницах «УГ-Москвы».Качество профессионального образованияУправление профессионального образования Департамента образования, НИИРПО и учреждения СПО провели в коммерческо-банковском колледже №6 «круглый стол» по проблемам качества профессионального образования «Эффективное управление качеством в образовательном учреждении СПО, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие объективную оценку результатов профессионального образования». Участники «круглого стола» обсуждали проблемы, модели и опыт создания систем менеджмента качества в колледжах, продвижения к управлению по результатам. Обсуждение самого важного вопроса для профобразования оказалось активным и интересным.В результате дискуссии возникло предложение о создании региональной системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций на координационном уровне управления развитием профессионального образования в Москве, инновационных систем менеджмента качества – в колледжах.
Комментарии