Степень развития человека во многом определяется широтой его увлечений: с самого детства мы находим для себя занятия, которые вызывают у нас больший интерес, чем другие. Мы развиваем в себе стремление к какой-либо деятельности, склоняемся к ней и стараемся развить свое увлечение, которое, возможно, превратится когда-нибудь в профессиональную деятельность. У кого‑то это действительно получается – с самого детства найти хобби и определиться с будущей профессией, для кого‑то же это путь проб и ошибок, который не всегда может закончиться успешной реализацией себя.
Не стоит забывать, что интересы начинают формироваться еще в раннем возрасте, приобретая все более яркую выраженность к моменту, когда человек идет в школу, по своей сути являющуюся моделью всего мира, периодом, когда формируются основные интересы и складываются предпочтения.
Именно в этот момент огромную роль играет фактор определения и выявления интересов: как сделать так, чтобы заложенный в каждом ученике потенциал не пропал, не был упущен шанс, когда творческому и профессиональному началу нужно задать верное направление?
Для решения этой задачи в Школе имени Ф.М.Достоевского применяется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений, которая позволяет проводить занятия по ранней профилизации и выявлять творческий потенциал обучающихся, параллельно дополняя образовательный процесс.
Уже несколько лет наша школа ведет продуктивное и успешное сотрудничество с рядом образовательных учреждений и дворцов молодежи для реализации профориентационного обучения.
Таким образовательным учреждением, к примеру, является колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, специалисты которого проводят для наших учеников уроки технологии «Юные мастера», в рамках которых представлен широкий выбор направлений, для того чтобы попробовать свои силы, лучше узнать свои способности, проверить степень заинтересованности в том или ином виде профессиональной деятельности и решить, какое направление будет наиболее интересным для выбора дальнейшего пути.
До весны 2020 года уроки технологии проходили в очном прикладном формате, что позволяло нашим ученикам посещать занятия на базе колледжа 26КАДР и пробовать свои силы в разных видах деятельности, им было предложено несколько перспективных направлений, которые ребята с удовольствием осваивают. Более того, с самого начала сотрудничества благодаря грамотно выстроенной классными руководителями координации своих классов и великолепной работе специалистов колледжа наши ученики из года в год становились и становятся финалистами, призерами и победителями чемпионатов в различных компетенциях по направлениям предпрофильной подготовки, в число которых входят проекты «Билет в будущее», «Твой выбор», «Квантоурок», «Профтеатр», «Профифест», «Профиринг» и многие другие.
Стоит особенно отметить, что даже переход на дистанционный формат обучения не помешал постижению новых направлений: уроки технологии были переосмыслены для онлайн-формата – занятия проводились дистанционно, а для расходных материалов, которые используются в ходе занятий, была разработана особая система доставки в школу, чтобы не прерывать процесс и продолжать выстраивать профориентационную деятельность по тому вектору, который изначально был запланирован.
За время сотрудничества с колледжем наши ученики смогли попробовать свои силы в десятках различных направлений, соответствующих самым разным вкусам и интересам – от дизайнерского дела и робототехники до ландшафтного дизайна, машиностроения и работы с нейросетями. Направления и тематика занятий включают несколько десятков наименований, число которых растет с каждым годом.
В 2019-2020 учебном году Школа имени Ф.М.Достоевского вошла в Топ-5 лучших школ Москвы по профориентационной работе. Наши обучающиеся, педагоги и кураторы получили дипломы и защитили проекты, признанные одними из самых успешных и сильных среди всех проектов столичных школ. Такой успех привел к тому, что в текущем учебном году для нашей образовательной организации, входящей в число наиболее продвинутых школ, реализуется специальная программа, подразумевающая более углубленное сотрудничество с проектом «Профсреда».
Уроки технологии в рамках сетевого взаимодействия лишь один из компонентов, по которым мы работаем в направлениях ранней профилизации. Определив свои интересы, обучающиеся выходят на углубленный уровень профессионального освоения. Три года назад мы начали активно развивать профориентационную деятельность сразу по нескольким направлениям, рассчитанным на разный возраст и связанным не только с освоением уже существующих профессий, но и с постижением тех, которые вот-вот должны появиться. Бросив аналитический взгляд на перспективы развития будущих профессий, можно предугадать, в каком направлении будет развиваться профессиональная деятельность и в каких кадрах будут заинтересованы работодатели. Наша задача – уже сейчас готовить кадры, подходящие для профессий грядущих десятилетий.
Для того чтобы обучающиеся нашей школы могли соответствовать стандартам профессий будущего, а их потенциал был использован в полной мере, мы активно работаем над развитием soft skills и hard skills, что позволяет на ранних этапах рассказать ученикам о том, как их умения можно адаптировать и применить в новых перспективных областях.
При выстраивании путей профориентационной деятельности мы ориентируемся на Атлас новых профессий – во многом уникальный проект, предсказывающий, какие профессии будут актуальны через определенное количество лет. Менеджер стартапов, кибернетик умных сред, аналитик эксплуатационных данных, IT-медик – эти и многие другие направления буквально вчера казались понятиями, сошедшими со страниц фантастических рассказов и сценариев фильмов о далеком будущем, однако уже сейчас идут активная подготовка и развитие кадров в направлениях, список которых, по самым скромным подсчетам, будет расти с каждым годом в геометрической прогрессии, учитывая скорость, с которой развиваются технологии и мир.
Сейчас, оглядываясь назад на весь проделанный путь и осознавая, какие перспективы стоят перед нашими учениками, становится спокойно за их будущее, потому что с уверенностью можно сказать, что наше время – самое технологичное, самое гибкое и самое многообещающее, а возможности, которые дает ранняя профилизация, – это задел для успешного воплощения талантов наших учеников в самых разных областях науки и профессий, как существующих уже сейчас, так и тех, которые только-только зарождаются и станут шагом в будущее.
Ярослав ЖУКОВ, директор Школы имени Ф.М.Достоевского
Комментарии