направление, позволяющее понять природу нововведений и их значимость. Сравнительно юная инноватика
(понятие формируется на наших
глазах) без усилий убедила общество
в собственной необходимости.
Многим российским предприятиям
как воздух необходима реструктуризация. Грамотно осуществить ее можно
только с помощью научно-инновационных проектов. Здесь-то и возникает
проблема. Руководителей таких
проектов на сегодняшний день
очень мало. В таком деле нужны
высококлассные специалисты,
способные одновременно учитывать социальные, технические,
финансовые и политические нюансы.
Четыре года назад в составе Санкт-Петербур гского государственного технического университета был создан институт инноватики. В 1999-м состоялся первый набор студентов по специальности ╚менеджер инноватики╩. Что это за профессия, поясняет директор института Иосиф ТУККЕЛЬ.
– Недавно мы разработали и предложили нашему правительству федеральную программу под названием ╚Российская инженеринговая сеть технических нововведений╩. Ее цель – создание инновационных центров по России. Ведь что такое прогресс? Это научно-технические достижения (результат фундаментальных исследований) и научно-технические нововведения (инновации). Как перенести научные разработки из лаборатории университета в реальное производство? Как материализовать их в виде продукта? Для этого нужен посредник. Кто-то обязан руководить инновационным проектом, потому что от правильного руководства зависит конкурентоспособность производства. Будут реализовываться инновации, будут представляться на рынок новые виды товаров и услуг, значит, производству обеспечен рост. И именно такую нишу высшая школа заполнить не могла. Мы предлагаем специалиста – менеджера инноватики, способного определить, какой проект стоит разрабатывать в первую очередь, а какой вообще не стоит внимания. Это актуально, особенно в условиях инвестиционного дефицита.
– Много ли у вас студентов?
– На дневном отделении на бюджетной основе у нас сейчас 25 человек, по контракту – 6. Кроме того, в прошлом году был открыт набор на дистанционное обучение и из 80 38 абитуриентов поступили в институт инноватики.
Мы собираемся дать нашим студентам базовое техническое образование, подготовить их как системщиков и одновременно предложить серьезный курс экономики и менеджмента. Базовые дисциплины – физику, математику – ребята с первого курса слушают в потоке факультета технической кибернетики. После четырехлетнего обучения они получают степень бакалавра техники и технологии по направлению инноватика. Потом либо магистратура, либо специальность ╚прикладная инноватика╩ (мы подали заявку на ее открытие). Набор специализирующих дисциплин ╚практиков╩ будет принципиально иным, нежели у магистров. Магистры развивают инноватику как объект и субъект образовательной и научной деятельности. Прикладная инноватика – это практикующие специалисты.
– Готовы ли работодатели принять таких работников?
– На встрече в школе одна симпатичная девчушка, прослушав информацию о профессии ╚Руководитель инновационного проекта╩, вежливо спросила: ╚А где я буду работать?╩ Я тогда поразился ее социальной подготовленности и даже не нашелся сразу. Теперь же скажу, существует три типа работодателя, готовых обзавестись инноваторами: предприятия, исполнительная власть, банки. Именно им нужен точный прогноз и качественное применение инновационного проекта. Хотелось бы, чтобы наши ребята уже во время учебы включались в практическую деятельность, создавали бы свои предприятия малого бизнеса. Будем надеяться, что первый выпуск 2005 года выйдет специалистами высокого уровня, и их знания помогут поднять и развить российское производство.
Комментарии