Для жителей мегаполисов театр такая же повседневная реальность, как супермаркет или общественный транспорт. Он всегда «под рукой». Да, цены на билеты иногда «кусаются», на некоторые модные постановки сложно попасть, но если вы не претендуете на места в первых рядах партера и готовы в определенный день отстоять внушительную очередь в кассу, то можете регулярно наблюдать игру знаменитых актеров на лучших сценах. Обитателям маленьких городов, где своих театров нет и никогда не было, повезло куда меньше. Многие доживают до седин, так ни разу и не увидев не то что занавес и оживающий за ним мир сцены, но даже пресловутой вешалки, с которой начинается театр. Весной прошлого года культурно-социальный проект «Театральная Россия» переломил этот далекий от справедливости ход вещей, запустив по всей стране онлайн-трансляции спектаклей в исполнении лучших московских и петербургских трупп.
Инициатива, поддержанная Министерством образования и науки России, федеральным Министерством культуры, полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе и главами регионов, выросла не на пустом месте. Перед этим фонд «Мир и гармония» возил «живые» спектакли по городам и весям, каждый раз сталкиваясь с одной и той же проблемой: гастроли – это затея дорогая, энергозатратная, а иногда еще и технически невозможная. Далеко не каждый театр даже в областных, краевых и республиканских столицах готов принять сложные массивные декорации, единичные сцены оборудованы поворотным кругом, что уж говорить про материальную оснащенность сельских клубов и домов культуры, куда, впрочем, столичных звезд и без того калачом не заманишь. И тогда на помощь были призваны современные технологии. Интернет сегодня есть практически везде, а потому если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе…Первый интернет-спектакль, когда зрители, никуда не выезжая из своего города, неожиданно оказались в переполненном зале одного из московских театров, был дан в Калужской области: ленточку перерезал лично губернатор Анатолий Артамонов. С тех пор к «Театральной России» присоединились кинотеатры 38 регионов семи федеральных округов. Спектакли здесь идут не от случая к случаю – загодя, как и положено, составляется репертуар: по средам показывают взрослые постановки, по субботам – детские. Необычную инициативу поддержали МХТ им. Чехова, «Современник», театр на Малой Бронной, Сатиры и Вахтанговский, РАМТ и детский музыкальный театр им. Натальи Сац, «Школа современной пьесы», питерские БДТ, ТЮЗ, «Зазеркалье», театр комедии им. А.П.Акимова и еще несколько не менее славных коллективов. – Нам повезло, мы работали с лучшими из лучших, – с гордостью говорит генеральный продюсер проекта Эльмира Щербакова. – И если поначалу зрители не очень понимали, куда и зачем мы их приглашаем, ходили вяло, залы едва заполнялись на треть, то потом распробовали и начались аншлаги. В некоторых городах, знаю, у нас даже фан-клубы есть. Теперь многие кинотеатры, где проходят трансляции, подумывают о системе абонементов, как на филармонические концерты.Обречены на успехЭльмира убеждена: проект обречен на успех. Во-первых, люди хотят видеть своих любимых артистов. Когда в последний раз выходили фильмы с участием Игоря Костолевского или Василия Ланового? Сложно сказать. Новые театральные постановки, к счастью, случаются куда чаще. И вот он, Василий Лановой, в напряженном, полном внутренней борьбы дуэте с Евгением Князевым в спектакле театра им. Вахтангова «Посвящение Еве». И Игорь Костолевский тоже здесь, в постановке «Мертвые души» театра Маяковского. Правда, узнать лучезарного «кавалергарда» в образе отвратительного Плюшкина, этой «прорехи на человечестве», практически невозможно, но тем больше желающих попасть на представление. Во-вторых, объясняет Эльмира, в афише «Театральной России» в основном классика:- Люди изголодались по настоящему здоровому искусству. Сегодняшний театр – он живой, динамичный, импульсивный, но вместе с тем хранящий наши общие традиции, культурные коды, понятные каждому из нас, по которым мы легко опознаем «своих». Он несет те ценности, на которых в России воспитано не одно поколение. Ценности русской и европейской классической литературы.По наблюдениям организаторов, самыми популярными спектаклями сезона оказались «Двое на качелях» театра «Современник», вахтанговский «Евгений Онегин» и «Юбилей ювелира» в исполнении артистов МХТ им. Чехова, на который и в Москве-то не попадешь. – В Ярославле мы планировали, что «Двое на качелях» придут смотреть полторы сотни зрителей, – вспоминает Эльмира Щербакова, – а их оказалось 600! К счастью, руководство кинотеатра пошло навстречу и открыло дополнительный зал, так что места хватило всем.Третья, немаловажная причина успеха «Театральной России» – щадящие цены на билеты. Проект изначально был объявлен социально-культурным, а потому попасть на спектакль можно всего за сто рублей. В будущем тут планируют показывать более сложные авангардные постановки Константина Богомолова, например, или Кирилла Серебренникова. Круг зрителей, которым интересно их, подчас радикальное, во многом авангардное видение мира, не столь широк, а потому, конечно, и билеты будут дороже. Классика же должна быть доступна всем – и школьникам, и пенсионерам.- Минувший год научил нас тому, что вкусы публики предугадать практически невозможно, – улыбается Эльмира. – Кинотеатры Краснодарского края отказались показывать «Дом», поставленный в МХТ по пьесе Евгения Гришковца. Посчитали, что он слишком сложный, народ не пойдет. Мы пытались объяснить, какой бесподобный там актерский состав – Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина, Паулина Андреева, насколько интересно и современно решено действие, что каждый из зрителей обязательно узнает себя в одном из героев, – все было тщетно. И что вы думаете? Зрители стали писать жалобы местному министру культуры: почему по всей стране «Дом» показали, а Краснодарский край обошли, где справедливость?! Что кинотеатр мог на это ответить? Разве что пообещать исправить свою ошибку в новом сезоне.Конечно же, проект «Театральная Россия» изначально задумывался с прицелом на детскую и молодежную аудиторию, на школу. Если не начать воспитывать зрителя с первых лет жизни, прививая ему хороший вкус, перевоспитать его позже будет практически невозможно. Эльмиру Щербакову образование интересовало всегда. В прошлом она создала сеть шахматных классов и классов робототехники. – Я как человек с яркой гражданской позицией не собираюсь никуда уезжать. Хочу жить в своей любимой Москве, хочу, чтобы у нас были образованные дети, с которыми я буду говорить на одном языке, которые читали те же книги, что и я, смотрели те же фильмы и спектакли. Но чудес не бывает, они – дело наших собственных рук, нашей энергии и неравнодушия. «Заразить» детей театром – это благородно и правильно. Хороший спектакль понятен всем, он пробуждает эмоции и лучшие чувства. Он способен достучаться до каждого, объединить поколения. А для учителя это кратчайший путь привести ребенка к книге, заставить его думать, анализировать, сравнивать, рассуждать. – В Новомосковске мы показывали «Евгения Онегина», – вспоминает Эльмира. – Полный зал, дети сидят даже на ступеньках. Первое, что сделали мои соседи – мальчишки, – зашли на сайт Вахтанговского театра и выяснили, что спектакль действительно идет в «прямом эфире». Для зрителей такая сопричастность невероятно важна, в этот момент они начинают чувствовать себя частью общего дела, им по-хорошему льстит, что артисты работают и для них тоже. Потом погас свет, и началась магия. Режиссер Римас Туминас – он же настоящий шаман, способный заворожить сплетением слов, музыки, света, интонаций. Сотворенное его фантазией будоражит, долго еще не отпускает, и в случае с «Онегиным» требует продолжить роман с романом. Так случилось и в этот раз. Когда начался антракт, мои соседи переглянулись и уважительно закивали: прикольно, надо все-таки книжку прочитать. И в этот момент я поняла: не зря мы все это затеяли, придумали и не бросаем! Для этих мальчишек жизнь уже не будет прежней, во всяком случае, в ней появится что-то еще, помимо «Дома-2»…В апреле этого года «Театральная Россия» совместно с Министерством образования и науки РФ организовала «Театральный урок литературы». Десятиклассники в шестидесяти городах страны смотрели трансляцию спектакля МХТ им. Чехова «Вишневый сад» режиссера Адольфа Шапиро. Затем был объявлен конкурс сочинений. Авторы десяти лучших работ вместе со своими учителями осенью приедут в Москву, чтобы увидеть «живых» Раневскую и Лопахина в историческом зале Камергерского переулка. И это только начало. В планах «Театральной России» – онлайн-гастроли за рубеж. 48 кинотеатров Германии уже готовы показывать трансляции русских спектаклей. «Пробный шар» был запущен в Швейцарии. Эльмира Щербакова лично знакома с двумя юными барышнями, которые, посмотрев в Женеве «Преступление и наказание», на лето приехали в Россию учить русский язык. Еще одна идея близка к тому, чтобы воплотиться в реальности: в провинциальных театрах есть свои репертуарные жемчужины, достойные того, чтобы их увидела и оценила столичная публика. А потому в Москве запланированы показы спектаклей Липецкого театра драмы имени Льва Толстого, спешат покорить столицу и труппы из Оренбурга, Перми, Кургана, Калининграда. А там подоспеет и проект в проекте «Провинциальная Россия», который расскажет жителям Калуги, чем живет культурная Тула, а владимирцам – о ценностях Твери. – Грош нам цена, если мы не будем знать, чем живут и гордятся наши соседи! – восклицает Эльмира. – Быть сильными на самом деле просто. Всего-то и нужно – знать и уважать друг друга.
Комментарии