Хорошего музыканта, как, впрочем, и спортсмена, нужно годами растить. В этом твердо убежден талантливый брянский композитор и педагог Александр КАЛИНА. Он обучает ребят игре на кларнете и саксофоне в студии инструментального жанра «Аккорд» при городском Доме культуры Володарского района города Брянска. Со своими воспитанниками педагог летом выступает в парках на городских мероприятиях, а в другие времена года на различных концертных площадках. Таких профессиональных саксофонистов в области можно по пальцам пересчитать… Саксофон с игрой Александра Сергеевича поражает своим звучанием, пробуждая у слушателей фантазию и приятные воспоминания, достигает глубин человеческой души.
Играя классические произведения русских и зарубежных композиторов, Александр Калина радует слушателей своим неповторимым исполнительским мастерством. Уже с первых нот зрители бывают очарованы его игрой и волшебным звучанием саксофона.
В музыку он пришел еще в раннем детстве. По самоучителю выучил ноты и уже через весьма короткое время на баяне двоюродного брата мог исполнять некоторые музыкальные композиции. Игру же на саксофоне девятилетний Саша впервые услышал от своего учителя, Ивана Демянюка – тот часто выступал на разных мероприятиях, и мальчик целый день был рядом, наблюдал и внимательно слушал. Без труда поступил в музыкальную школу, а через полгода уже блистал на сцене. В свои 14 лет стал воспитанником военного оркестра, в котором играл на протяжении четырех лет. Жил при воинской части, поэтому изучил весь строевой и концертный репертуар. Проходя действительную воинскую службу в Смоленске, играл в оркестре. А после демобилизации поступил в Житомирское музыкальное училище на духовое отделение по классу кларнета.
Александр вспоминает, как во время учебы каждые два месяца в течение года ездил в Ленинград и брал уроки у кларнетиста-виртуоза, заслуженного деятеля искусств РСФСР и профессора Павла Суханова. Он обучал Александра с условием, что через месяц тот привезет ему такое же качество технического мастерства и музыкальности с динамическими оттенками, какое ему продемонстрировал учитель. Юноша с задачей этой успешно справился, и восхищенный 70‑летний профессор произнес фразу, которая запомнилась Александру на всю жизнь: «Я рад, что мне оказана честь заниматься с вами!»
По словам Александра Калины, Павел Суханов научил его понимать музыкальные произведения, обучил двойному стаккато, филированию мелодической линии и другим техническим приемам, с помощью которых можно исполнять самые сложные произведения. На последнем курсе музучилища при распределении Александру Калине предложили быть директором новой музыкальной школы. Но он отказался от административной работы и избрал путь практикующего музыканта. Работал простым преподавателем, вел класс кларнета и саксофона. Создал музыкальный коллектив «Континент», в котором мастерски играл на разных музыкальных инструментах – саксофоне, кларнете и клавишных.
Далее жизнь закрутила музыканта на крутых дорожках. По семейным обстоятельствам он переехал в Брянск. Устроился в организацию «Бежица-строй», выучился на каменщика. Но в 2003 году случилось несчастье: работая на стройке, Александр сорвался с высоты более восьми метров. В результате – компрессионный перелом позвоночника, паралич обеих ног, по решению медкомиссии ему дали I группу инвалидности. Человек большой силы воли, он не сломался, а стал заниматься в спортзале клуба «Пересвет» под наблюдением тренера Александра Боярова. С его помощью научился дозировать нагрузку, правильно дышать, выполнять рекомендуемые упражнения. А потом занятия спортом стали регулярными. Бесчисленные тренировки и упражнения помогли выстоять, не сломаться, не пасть духом.
И хотя сейчас Александр Калина передвигается на коляске, это не мешает ему жить полноценной жизнью, творить и обучать ребят. А еще он хорошо умеет плавать и водить машину. Не раз представлял Брянскую область на спортивных соревнованиях и музыкальных фестивалях. Калина постоянный участник культурных мероприятий в Брянске и других регионах России. Его приглашают выступать в техникумах и вузах, в интернатах для престарелых и инвалидов, в городских парках и домах культуры на тематических вечерах и концертах. Участвуя в музыкальном фестивале в Смоленске, Александр получил 1‑ю премию в инструментальном жанре. Играл безвозмездно в Евпатории, Пятигорске, Анапе, Мозыре, городах Псковской и Московской областей, представляя свой родной город. Где бы ни проходил концерт, Александр радует людей своим великолепным, мастерским исполнением.
Жизнь у Калины нелегкая, но музыка помогает сохранить оптимизм. После тяжелой травмы, случившейся с ним, от него ушла жена, объяснив это тем, что не видит перспектив в дальнейшей совместной жизни. А вскоре она и комнату в общежитии приватизировала на себя, пришлось инвалиду в течение 11 лет скитаться по съемным квартирам. Это были самые тяжелые годы его жизни. Но совсем недавно случилось радостное событие. После обращения к губернатору Александру Богомазу музыканту выделили муниципальное жилье, которое он заботливо обустраивает собственными руками.
Со своими учениками Александр Сергеевич работает в течение нескольких лет. Маленьких обучает игре на кларнете, а тех, кто постарше, – на саксофоне. Но прежде каждого ребенка проверяет, есть ли у того слух и чувство ритма. Если их нет, прямо говорит родителям, что ему жалко будет и их времени, и своего собственного, потраченного зря. А уж если начинает с кем работать, то его ученик уже через месяц успешно выступает на сцене. Ребенок должен выучить произведение по нотам и сыграть наизусть на любой сцене. Плату за учебу педагог не берет. Успех воспитанника – это и есть лучшая награда для учителя.
Сегодня Виталий Бауман, один из учеников Александра Калины, играет в Брянском губернаторском симфоническом оркестре под руководством Эдуарда Амбарцумяна. Вместе со своим педагогом Виталий выступал в Белоруссии, Москве, Анапе и Пятигорске, в Крыму, в парках и на концертных площадках Брянска…
Еще один не менее талантливый питомец Калины – Егор Чижевский. Он ходил в Дом культуры Володарского района заниматься танцами, но Александр его привлек однажды своей игрой. Мальчик попросил научить его игре на саксофоне. В результате Калина занимается с ним в течение четырех лет. Мало того, помог ему купить подержанный, но еще хороший саксофон. К слову, через месяц после начала занятий Егор уже выступал на сцене. Сейчас он перешел в 10‑й класс гимназии №3 Брянска.
– На сцене я чувствую волнение, особенно когда публика достаточно многочисленная, – рассказывает Егор Чижевский. – Люди смотрят восторженными глазами на моего учителя и на меня. И я не должен подвести Александра Сергеевича. Он прекрасный учитель и человек, обучил меня не только игре на саксофоне, но и умению слушать классические произведения. А ведь до знакомства с ним я музыкой вообще не увлекался. У меня есть другие хобби: люблю играть на барабанах и готовить, а еще посещаю волейбольную секцию. В школе нравятся химия и биология. Нелегко совмещать и учебу, и игру, но я стараюсь.
Александр Калина исполняет на кларнете и саксофоне классические, джазовые, современные эстрадные произведения, создавая к ним свои красивые аранжировки.
– Музыка появляется из ниоткуда, – рассуждает Александр Сергеевич. – Если вовремя ее не записал, она «исчезает». Я играю на кларнете симфонические классические произведения Моцарта, Вебера и других. Современные мне тоже нравятся, но технику исполнительского мастерства лучше оттачивать именно на классике.
Александр Калина разработал свою учебную программу и создал методический материал, который готовит к каждому занятию с детьми. Это новая концепция преподавания предполагает освоение произведений не под аккомпанемент фортепиано, а под полноценное звучание музыкального коллектива. В конце урока по блютусу либо с ноутбука в телефон воспитанника он копирует «минус» (аккомпанемент). По возвращении домой ученик подключает телефон к колонкам и в указанном темпе осваивает новый музыкальный материал. С этими пьесами ученик обязательно должен выступать перед аудиторией.
– Готовить произведение к уроку – это большой труд педагога, но результат стоит того, – говорит Калина. – Музыкальный материал должен обновляться, совершенствоваться, быть интересным и актуальным. В противном случае те методические рекомендации, которыми руководствуются сегодня музыкальные школы, так и останутся рекомендациями. Нужно, чтобы преподавателям предоставляли новый учебный методический материал. Если педагоги не будут обеспечиваться им, никакого серьезного прогресса, развития в этой отрасли не будет. Она стоит на месте. Я был студентом, играл в духовом оркестре из 56 человек, а в симфоническом – 70. Раньше поступить на обучение было сложно. А сейчас из кого оркестр делать? На многие факультеты музыкального училища уже и набора нет. В наших парках выступают только певцы и танцоры, а из играющих только кое-кто на гитарах, иногда. Хороших исполнителей в Брянске ждут и духовой, и городской, и эстрадный оркестры.
Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянск, фото автора
Комментарии