Музыка нас окружает. Она повсюду. Другое дело, можем ли мы услышать мелодию в шуме дождя, можем ли оценить глубину классики и новизну модерна. Впрочем, восприимчивость к музыке возможно воспитать. Причем немалую роль в этом играет школа.
Вообще, как уточняет психолог Михаил Бриль, многое зависит от возраста ребенка. Если мы говорим о 2-3-летних малышах, то в эти годы силен эффект подражания. Ребенок копирует то, что делают значимые для него взрослые, то есть родители. И если они слушают музыку, то и ребенок будет ее слушать. В школьном возрасте обращение к музыке важно сделать привычкой. Как поясняет старший преподаватель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Елена Евтух, задача учителя музыки – сформировать потребность в общении с искусством. А если упростить, то ему необходимо воспитать потребителя, который потом придет в концертный зал, театр и на выставку. Сегодня уроки музыки – это целый спектр видов деятельности, с помощью которых осваивается стандарт общего образования. Сюда включены слушание музыки, музицирование на элементарных детских инструментах, пластическое интонирование, драматизация и театрализация и т. д. Подразумевается, что ребенок должен быть не пассивным слушателем, а активным соучастником творческого процесса. Важно, что через учителя музыки проходят все дети, и это обстоятельство, по мнению Елены Евтух, может изменить культурную ситуацию прежде всего в семье. С этим согласна учитель музыки санкт-петербургской школы №286 Кира Артамонова. По ее словам, девиз учителей музыки – «Мы учим всех». Например, нет такого ребенка, который бы не любил петь. Это самый любимый вид деятельности, особенно у тех детей, у кого это не очень хорошо получается. Дети любят слушать музыку, но это трудоемкий процесс, тут важна концентрация внимания, тем более при общении с классикой, которая всегда требует размышления. И здесь все зависит от педагога, который может использовать компьютеры и видеооборудование, чтобы показать на уроке фрагменты балета, оперы или концерта. Поскольку современные дети владеют информационными технологиями, то и учитель должен быть в этом подкован, скажем, давая творческое задание. Например, можно сделать мультимедийный проект – создать фильм, посвященный 8 Марта, Дню Победы и т. д., где дети сами подбирают звукоряд, изобразительный ряд. Это воспитывает вкус, стиль, потому что дети видят свои ляпы, когда звуковое сопровождение не соответствует изображению на экране. По мнению директора Санкт-Петербургской академической капеллы Ольги Хомовой, в воспитании нужно многообразие, чтобы ребенок мог формировать свою систему музыкальных ценностей. Современная музыка неплоха, но если человек изначально ограничен популярной музыкой, легкой для восприятия, то постичь классику ему будет трудно. Современная музыка прикладная, у нее другие цели и задачи. А над классикой нужно думать. Но тем не менее нет таких обстоятельств, когда с ребенком не нужно заниматься музыкальным просвещением. Это необходимо буквально всем. Потому что музыка – это эмоция, это чувство, это переживание.Санкт-Петербург
Комментарии