Зачем единый государственный экзамен нужен? Почему именно сейчас загорелась береста и Минобразование вдруг заинтересовалось оценкой качества образования? Почему именно сейчас Минобразование хочет осчастливить вузы абитуриентами с уже готовыми оценками вступительных испытаний? До сих пор вузы прекрасно справлялись с этими хлопотами сами и никаких просьб к Минобразованию от них по этому вопросу не поступало. Да и само Минобразование прекрасно себя ощущало без объективных оценок качества образования. В стране давно уже нет норм оценок, т.е. тех требований, на основании которых надо ставить оценки: два, три, четыре, пять. У каждого учителя в голове свои требования. Отсюда полная неразбериха с оценками в аттестатах зрелости. А уж о сопоставимости оценок в масштабах России или хотя бы ее регионов и говорить не приходится.
Так почему же вдруг Минобразование занялось этими вопросами? Почему вдруг ему понадобилось иметь объективную информацию о том, как оно работает. Ведь как хорошо жилось до этого всем ≈ от учителя до министра. Сами учим, сами себе и оценку ставим. Благодать! А теперь вот срочно и тотально всех выпускников необходимо объективно оценить по уровню подготовленности. А ну как при полной объективности выявятся истинно худшие и лучшие регионы? С каких-то руководителей придется строго спросить. А если в целом по России за ряд лет будет получена объективная информация о снижении качества образования? Что тогда? Кто виноват и что делать? Нет, Минобразованию единый государственный экзамен не нужен. Не говоря уж о ректорах. Уж они-то будут стоять до последнего для того, чтобы ЕГЭ не допустить. А если уж он неизбежен, то воспользуются еще на уровне эксперимента всеми возможными промахами и огрехами для того, чтобы опорочить и его принципы, и технологию, и результаты.
Попробуем вычислить причины предлагаемых реформ в образовании.
Как известно, в России наблюдается демографический спад. Число учащихся в школах с каждым годом уменьшается. Соотношение числа выпускников школ и мест приема в государственные вузы примерно два к одному. Через пять лет, если не принять никаких мер, это соотношение может стать один к одному. Но школа сейчас, как известно, не предназначена для подготовки в вуз. Разброс знаний у выпускников столь велик, что примерно только половина из них смогут освоить вузовскую программу. Таким образом, при имеющейся подготовке выпускников школ бессмысленно обеспечивать равенство числа выпускников школ и мест приема в вузы.
В результате возникает необходимость в коррекции числа вузов и специальностей. Только вот каких и как? Очевидно, что никакой государственный чиновник, будь то президент, премьер-министр или министр образования, не возьмут на себя ответственность за такую непопулярную меру. Механизм такого действа должен быть более тонким. Пусть, например, средства из бюджета на обучение выделяются только каждому третьему выпускнику, показавшему наиболее высокую степень подготовленности по окончании школы. Пусть такие выпускники получат государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) и сами выберут по душе тот вуз, в котором они хотят обучаться. Тогда те вузы и те специальности, на обучение в которых придет слишком мало абитуриентов с ГИФО, не получат достаточного государственного финансирования. Если при этом такие вузы не наберут на обучение достаточно большого числа студентов по договорам, то, очевидно, они перестанут существовать.
Таков в общих чертах экономический механизм предстоящей реформы в образовании. По сути дела он направлен на обеспечение желаемой пропорции между числом выпускников школ и мест приема в вузы на бесплатное обучение из средств бюджета. Попутно изменится структура вузов. Для достижения этой цели приносятся в жертву интересы Минобразования (появляется возможность объективной оценки качества образования) и интересы ректоров вузов (у них отнимается право самостоятельного отбора абитуриентов). Вузы обязаны будут принимать всех абитуриентов, предъявивших ГИФО и желающих обучаться по имеющимся специальностям. Инструментом для достижения этой цели и является единый государственный экзамен.
Владимир Брагинский,
кандидат экономических наук
Москва
Комментарии