Несколько лет назад в России началась мощная кампания популяризации и пропаганды различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В многочисленных статьях и видеосюжетах на тему «Дадим дом детям» и «Чужих детей не бывает» красной нитью проходила такая мысль: государство тратит огромные средства на содержание и воспитание сирот, но на «выходе» получает некачественный «продукт» – молодых людей, неадаптированных к жизни, несчастных, ненужных, пополняющих асоциальную, а то и криминальную нишу.
«Лучше, – убеждали сторонники семейного устройства, – отдать те же самые деньги семьям, которые возьмут на себя благородный труд воспитания, привьют детям полезные для общежития навыки и подготовят их к вхождению в общество». Многим тогда казалось, что ребенка достаточно любить, заботиться о нем, и он все хорошее возьмет от приемных родителей автоматически. Детей брали тогда много и охотно. Почти повсеместно начал активно развиваться патронат как промежуточная форма семейного устройства. Задумка патроната была действительно наиболее прогрессивной на тот момент, потому что позволяла семьям, которые формально считались воспитателями детского дома, разделить ответственность со специалистами – педагогами, психологами и врачами. Они могли в любой момент обратиться в учреждение, на балансе которого находились дети, и рассчитывать на квалифицированную консультацию и действенную помощь. Ребенку же в большинстве случаев все равно, как юридически оформлены его отношения с приемной семьей.
Однако прошло время, и от патроната почти повсеместно стали отказываться. Его посчитали невыгодным, в связи с тем что за счет принятых на работу воспитателей серьезно увеличивался штат и соответственно финансирование учреждения. Поэтому в регионах отдали предпочтение так называемой приемной семье, где родители тоже считаются воспитателями, но зарплату получают в органах опеки.
О невидимых «топях и мелях» такой замены читателям «Учительской газеты» рассказала заместитель председателя Нижегородской региональной общественной организации «Детский проект» Наталья ЕЛИСЕЕВА:
– В нашем регионе патронатной формы нет с конца прошлого года. Активно развиваются две формы -так называемая приемная семья и взятие под опеку. В обоих случаях сохраняются государственные гарантии (обеспечение жильем при достижении совершеннолетия), идет финансирование детей и оплата труда приемных родителей. Сегодня эти формы наиболее популярны в отличие от усыновления, когда все материальные издержки берет на себя усыновитель. Разница между приемной семьей и патронатом существенная. Она не в деньгах (они, по сути, те же самые), а в оказываемой психологической поддержке. При патронатной форме приемные родители – члены коллектива детского дома могли обращаться за консультациями к своим коллегам регулярно.
Родитель же приемной семьи может обратиться за помощью только в органы опеки, но, как показывает практика, делает это крайне редко и неохотно. Не потому что ему не нужна помощь, а потому что он боится, что, если будет обращаться часто, его посчитают плохим, некомпетентным воспитателем и заберут ребенка. А проблем много, и опыт показывает, что их необходимо решать на ранней стадии. Судите сами: пять – семь лет назад многих детей взяли в семьи. Вначале была эйфория, приемных родителей охватывало чувство окрыленности, дети были счастливы. А сегодня мы наблюдаем возвраты. В процентном отношении их не очень много – всего 10 процентов, но число детей, у которых не сложилась судьба в приемных семьях, впечатляет.
– Наталья, скажите, почему так получилось?
– Дело как раз в том, что семьи не получили своевременной поддержки. Детей брали маленьких, в основном 3-5-летних, они подросли, стали тинейджерами, и вот тут некоторые родители не выдержали. Вы прекрасно знаете, что переходный возраст даже родных детей в семьях переживается сложно. Хотя мамы и папы понимают, что сами виноваты, где-то недоработали, что яблоко от яблони недалеко падает, но тем не менее не у всех хватает сил и терпения даже на своих чад (кстати, мне как социальному педагогу известны два случая отказа родителей от родных детей-подростков). А тут не родной, а приемный, за которого отвечаешь головой… А что он выкинет, трудно даже предположить. Некоторые от бессилия, от отчаяния снимают с себя ответственность. Для взрослых это поражение, психологическая травма. А какая травма для ребенка! Убеждена: если бы они имели возможность получить поддержку в самом начале кризиса, до возврата не дошло бы. Но нет у нас системы, нет привычки просить о помощи. Все родители считают себя специалистами в вопросах воспитания, а ведь на самом деле всего лишь копируют опыт своих родителей или идут от обратного. Вы еще учтите, что в каждой приемной семье за первым периодом, так называемым медовым месяцем (он длится от одного месяца до года), следует кризис. У кого-то он мягко протекает, у кого-то очень бурно. Очень часто конфликты начинаются, когда семья решает приучить ребенка к труду. Небольшие домашние обязанности он воспринимает в штыки, говоря: «А в детском доме нас не заставляли… » А в детском доме действительно почти ничего делать не просят из соображений безопасности. Родного ребенка можно заставить, переломить его негативизм, с приемными это делать труднее. Ведь многие дети, выбирая жизнь в семье, надеются получить больше свободы и независимости, а у приемной семьи совсем другие задачи. Вот и происходит конфликт интересов.
– Что же делать?
– Выход существует, и велосипеда не нужно изобретать. В Санкт-Петербурге профессионалы давно и успешно работают с приемными и кризисными семьями. Более 15 лет существует Корчаковский центр, психологи и педагоги которого известны по всей России. Они не только владеют методиками и технологиями выхода из кризиса, но подбирают семьи детям по психологической совместимости. Поэтому у них отказы редкость. В сентябре специалисты Корчаковского центра приедут в наш город и будут читать лекции для всех приемных родителей и педагогов детских домов. Их приезд запланирован в рамках грантовой программы благотворительного фонда «Особые дети», в котором наша организация выступает региональным партнером. Задача программы – преодолеть стереотипы и тем самым облегчить детям процесс адаптации.
– Приезд профессионалов – это хорошо. Но куда, кроме органов опеки, может обратиться за помощью семья, заметившая, что кризис начинается?
– В любую расположенную поблизости школу приемных родителей или центр помощи семье и детям. Они сейчас открыты почти во всех районах, просто люди об этом либо не знают, либо не хотят знать. Можно обратиться и к нам. Мы подскажем и поможем. Не только приемные родители, к нам могут прийти все, кто неравнодушен к проблеме сиротства. Кроме распространения информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, и пропаганды разных его форм, «Детский проект» развивает социальное волонтерство. Активисты «Детского проекта» не только организуют досуг и расширяют кругозор детей-сирот. Главное дело волонтеров – наставничество: сопровождение ребенка в детском доме и после выпуска, развитие навыков и умений, необходимых в реальной жизни. Найти нас просто: deti.nnov.ru или детский про-ект.рф
Комментарии