Когда в 2005 году стартовал I этап проекта «Информатизация системы образования», наше училище, к сожалению, не приняло в нем участия. Однако уже через два года, в апреле, Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова был объявлен конкурс проектов информатизации на территории Большого Норильска, Дудинки и Игарки с целью стимулировать запуск второго этапа информатизации.
Мы решили исправить ситуацию к лучшему и разработали проект Программы информатизации профессионального училища
№ 105 на 2007-2010 годы. Нам удалось заключить соглашение с ЗАО «Канал-7» на проведение ремонтно-монтажных работ по созданию локальной сети в училище с выходом в Интернет. К сожалению, в течение учебного года сеть не была создана, зато теперь у нас предметные кабинеты литературы, химии, математики, английского языка и физики оборудованы компьютерами, а в кабинетах литературы, математики и химии установлены принтеры. Своей очереди дожидается кабинет информатики: предполагается заменить устаревшую компьютерную технику на новую, закупить специализированную мебель, обновить программные средства.
Реализацию Программы информатизации осуществляет училищная команда. Ее возглавляет директор училища Владимир Черепков, а в состав входят рядовые преподаватели и мастера производственного обучения. В течение 2007-2008 учебного года членам команды удалось выполнить большую часть запланированного.
Диагностическое анкетирование инженерно-педагогического коллектива показало, что почти половина кадровых сотрудников училища не владеют навыками работы на компьютере. Поэтому передо мной, как ответственной за реализацию Программы информатизации, встала первоочередная задача: заключить договор между Центром информационных технологий, на базе которого действует ММЦ Норильска, и нашим училищем на оказание образовательных и методических услуг. В результате тесного сотрудничества в октябре-ноябре 2007 года 24 наших сотрудника прошли начальный курс обучения работы на компьютере, а в мае 2008 года на базе краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профобразования «Норильский институт повышения квалификации» они же освоили краткосрочные курсы по программе «Технологии компьютерного сопровождения образовательного процесса».
Чтобы изучить и обобщить положительный опыт передовых учителей образовательных учреждений, преподаватели и мастера нашего училища посещали семинары, практикумы, проходившие на базе ММЦ и школ Большого Норильска. Лично я с марта по май 2008 года прошла дистанционное обучение по теме «Современное сайтостроение» на базе профессионального лицея №96 Канска. А заведующая библиотекой Лариса Тульчинская посещала организованные ММЦ курсы по программе «MARK-SQL» и теперь активно внедряет эту технологию в своей работе.
В 2008 учебном году завершается организационный этап программы. Поэтому теперь, после обучения инженерно-педагогических работников, наша главная задача – внедрение ИКТ в образовательное пространство училища. В этом направлении преуспели заместитель директора по учебной работе Валентина Ковайкина и заместитель директора по учебно-производственной работе Сергей Парсов. В их функции входило создание системы апробации новых УМК преподавателей и мастеров производственного обучения, а также участие инженерно-педагогических работников в конкурсах педагогических инициатив.
Первопроходцами в проведении пробных уроков с применением ИКТ были преподаватель физики Ольга Магданова и мастер производственного обучения Татьяна Похилько.
В течение учебного года преподаватели и мастера разрабатывали презентации уроков согласно перспективно-тематическим планам, в результате чего создан банк данных ЦОР. Также мы участвовали в конкурсе цифровых ресурсов, проходившем на базе ММЦ Норильска, и наши работы размещены в Региональной коллекции ЦОР Красноярского края.
В январе-феврале в городе проходил Фестиваль педагогических идей, в котором участвовали заместитель директора по учебно-воспитательной работе Владимир Цуканов и педагог-психолог Наталья Луцюк в номинации «ИКТ-коллекция». Работа Владимира Викторовича «Пока горит пресветлая звезда» о творчестве норильской поэтессы Лиры Абдуллиной заняла первое место.
Для училища очень важна профориентационная деятельность, от которой зависит набор учащихся на новый учебный год. Для этого мы разработали программу «Создание в ПУ №105 центра профориентационной работы и агитации», а также организовали конференцию с приглашением профориентаторов из других образовательных учреждений. Мастера производственного обучения и преподаватели училища проводили профориентационную работу с применением презентаций и видеороликов на базе школ городов Норильска, Талнаха и Кайеркана.
Кроме того, чтобы помочь выпускникам в профессиональном росте, мы создали банк данных вузов РФ. Активными участниками этой акции были социальный педагог Анна Чернуха, мастера Лилия Максимова и Светлана Сойкина.
Под руководством Ольги Магдановой, члена училищной команды, преподавателя физики, в функции которой входит организация информационно-издательской деятельности, организована инициативная группа ребят по выпуску газеты «Планета 105». В издании отмечаются основные события и мероприятия, проходившие в нашем училище.
А преподаватель спецдисциплин Галина Романова разработала Положение о научно-техническом обществе учащихся. Первой ласточкой в данном направлении можно считать участие в научной конференции Норильского индустриального института нашего питомца Николая Володина, занявшего 3-е место среди студентов Норильского индустриального института.
Инновационные изменения нашли отражение и в структуре социально-психологической службы. Педагог-психолог Наталья Луцюк активно внедряет в свою работу различные электронные разработки – ШТУР (тест умственного развития), АМТХАУЭРА (профессиональная мотивация учащегося) и так далее. Она ведет в электронном виде мониторинг психологического сопровождения учащегося с момента его поступления к нам и вплоть до выпуска. Это позволяет анализировать результативность каждого воспитанника на протяжении всего периода обучения. Наталья Ивановна создала сразу несколько банков данных: тренинговых занятий; классных часов с сопровождением презентаций; учащихся, требующих особого внимания.
Что касается использования ИКТ в работе социального педагога, то Анна Владимировна также составляет базы данных на все категории учащихся. С их помощью легко конкретизировать сведения о категориях семей (составе семьи, жилищно-бытовых условиях, материальном положении и воспитательном потенциале). Помимо этого она активно использует наглядные и анимационные материалы для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Наконец в ее обязанности также входит составление сводной ведомости учета питания учащихся и ведение ежемесячной отчетности по целевой программе «Адресная социальная помощь».
Активно внедряет современные информационные технологии специалист по кадрам Елена Лещевич. В своей работе она использует систему программ «1С: Предприятие 7.7», «1С: Зарплата и кадры 7.7», пакет Microsoft Office, а также АРМ «Подготовка документов ПУ» и АРМ СЗВ-К.
Но несмотря на некоторые достижения, остается ряд нерешенных вопросов:
создание единой локальной сети училища с выходом в Интернет;
недостаточно активная позиция администрации;
отсутствие осознания некоторыми преподавателями и мастерами необходимости приобщения к информационной деятельности училища;
трудности, возникающие у ребят при использовании информационных ресурсов;
эпизодическое и несистематическое применение ИКТ.
Поэтому в новом учебном году деятельность училища по реализации Программы информатизации будет направлена на решение этих и ряда других немаловажных проблем.
Наталья ЛЮТИКОВА, Норильск
Комментарии