или Еще раз о тяжелом наследии К.Маркса и Ф.Энгельса
К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин, эта столь популярная в недавнем прошлом троица, упоминаются сейчас крайне редко и вроде бы перестали оказывать влияние на наши умы. Но так ли это? Ведь выдающиеся теоретики есть невольные родители… валеологии.
Широкое внедрение валеологических программ пришлось на рубеж 80-90-х гг., когда налицо был кризис марксизма. Большинство интеллигентов-гуманитариев в одночасье лишилось догмы, которая долгое время программировала их и которой в свою очередь они “начиняли”, как колбасы фаршем, других. Особо благодатная почва “для перемены убеждений” – соответствующие кафедры областных институтов повышения квалификации учителей. Марксизму срочно требовалась замена. Причем даже не на официальном уровне, а на индивидуально-подсознательном. И вместо одной идеологии спонтанно явился целый спектр ее заменителей: валеология, граждановедение, половое воспитание, краеведение. Хватило всем. Но валеологи, отдадим им должное, оказались самыми дальновидными.
Судите сами. Граждановедение – права, обязанности, конституция, выборы – сфера достаточно узкая. Половое воспитание заманчиво, но весьма скандально, да и для человека, сохранившего стыдливость, дорога в эту “отрасль” закрыта. Краеведение безобидно, но с региональным материалом сложно прославиться на федеральном уровне. Валеология всем хороша. Кто же поднимет руку на здоровье ребенка или, того хуже, здоровье нации? “Вы что, против здоровья нации?” – угрожающе пытали меня валеологи, когда я робко усомнилась в значимости предмета, и это звучало так, будто при вступлении в комсомол я стала критиковать постулаты марксизма.
Итак, валеология есть не что иное, как новая идеология, созданная преимущественно гуманитариями для замещения внутренней пустоты, образовавшейся после крушения всего и вся марксизма. Об этом свидетельствуют и учебные пособия по предмету. В предисловии к одной из книг, по свидетельству диакона Андрея Кураева, написано, что “автор стоит на твердых позициях марксизма-ленинизма”. Любопытно, что, чем ближе к Марксу, тем меньше в учебнике оккультизма и половых “перегибов”. И чем дальше наша запрограммированная интеллигенция пускается в самостоятельное (как ей кажется) плавание, тем больше в пособиях советов “колдуньи Гугулы, знающей секрет долголетия”, “Хатхи-йоги” Рамачарака и “резервуаров психической энергии” (Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб, 1997). Или цыганских гаданий, “добрачной жизни – “за” и “против”, “тантры и полового акта”, “космической валеологии и астрологии” (Петленко В.П. Валеология человека. Валеологический семинар. В 5 томах. СПб, 1996).
“Татарникова и Петленко – не валеологи, они извращают предмет, их пособия никуда не годны, надо очистить наши ряды”, – говорят сегодня “официальные” представители новой отрасли знания. Ну а что же представляют собой “легальные”, очищенные ряды валеологов?
Вот свежая книжка – “Школа здоровья” за 1999 год. Издана Вятским госпедуниверситетом, автор Г.А.Воронина. И что же? Программа клуба “Познай себя” для учащихся 7-9-х классов, тема 2 “Система природного закаливания и оздоровления П.Иванова. Двенадцать заповедей “Детки” и обоснование данной системы. Примеры ее использования в жизни”. Оккультизм, пусть и невольно, из благих намерений, шагает по стране.
А в 9-м классе школьники ознакомятся с оздоровительной системой Г.Н.Сытина “Психофизиологическое обоснование метода СОЭВУС (словесно-образного, эмоционально-волевого управления состоянием человека). Практикум. Животворящая сила слова”. Между тем главный геронтолог Минздрава РФ Л.Б.Лабезник заявил, что Сытин “пользуется разработанным им методом аутотренинга и практикует методику воздействия на массовые контингенты слушателей, что не разрешено нашим законодательством человеку, не имеющему на то гослицензии и медицинского образования”. Так, может быть, все-таки не будем тащить в школы то, что еще не прошло тщательной медэкспертизы? Может быть, вместо “практикума” дать лишний час физкультуры?
Впрочем, как в брежневские времена монографии по стоматологии невозможны были без цитаты из Маркса, так и в наши дни какой предмет можно считать полноценным без валеологии? В этом нас убеждает Надежда Абаскалова, чье имя венчает сборник “Здоровью надо учить. Валеология через школьные предметы”. (Рекомендовано в качестве методического пособия для учителей по интеграции валеологических знаний в общеобразовательные предметы. Новосибирск, “Лада”, 2000). Книга, скажем так, весьма неоднозначная, и на месте нашего министерства я бы постеснялась “благословлять” в печать такие тексты:
Учитель. …Теперь подойди ко мне, Аня (учитель трогает пятки). Это – пятки, чувствуешь?
Учитель (трогает икроножные мышцы). Это икроножные мышцы, чувствуешь?
Аня. Чувствую.
Учитель (трогая ягодицы). Это – ягодицы, чувствуешь?
Аня. Чувствую.
Учитель приглашает следующую девочку.
Учитель. Как тебя зовут?
Девочка. Ира.
Учитель. Ира, что это (касается пяток)?
Ира. Пятки.
И т.д. и т.п., уважаемый читатель. Конечно, в первую очередь приведенный отрывок глуп. А во вторую? Представьте, учитель, совершенно не знающий детей (он с ними знакомится на уроке, как следует из текста), приходит в 5-8-й класс и начинает их щупать за ягодицы! И это – урок грации?! Возможно, я слишком старомодна (или слишком испорчена), но и в нынешних своих летах я не позволяю институтским лекторам, даже докторам наук трогать мои ягодицы. Так, знаете ли, можно далеко уйти…
Да что грация! Вон на уроках изо и валеологии в 5-9-х классах детям предлагают “медитацию голубого цвета”. Бог с ним, с цветом, но медитация?! Ну должна же быть какая-то научность, строгость в обеспечении учебного процесса! Ученики – не подопытные крысы и кролики.
Для бывших марксистов дети были “гайками” и “винтиками” тоталитарного государства. И нужно сказать, что относились к “техматериалу” тогда намного бережнее, чем теперь.
Лидия СЫЧЕВА
Мнение эксперта
Роман АЙЗМАН, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педуниверситета:
– Многие вузы пошли по пути подготовки специалистов по двойным специальностям, что, на наш взгляд, является очень перспективным. Это педагог-валеолог – учитель биологии, валеолог – преподаватель физической культуры, валеолог – преподаватель ОБЖ. Мы не можем согласиться с тем, что учитель английского, прослушав 150-часовой курс по валеологии в академии усовершенствования, идет преподавать ее в школу. Предметный курс должен составлять не менее 2000 часов, если подготовка идет по второй специальности, и не менее 4000 часов, если – по первой.
Наш университет готовит педагогов-валеологов на базе среднего медицинского образования. На защите дипломных работ, которая состоялась летом 1999 года, где присутствовали начальники управлений образования Новосибирска, все 50 выпускников получили предложения работать в школе, в центрах здоровья, в больницах, поликлиниках.
Конечно, есть ряд задач, без решения которых невозможно вести подготовку специалистов-валеологов. Одна из них – создание экспертных советов, которые занимались бы лицензированием учебных программ и пособий по валеологии. В Новосибирске в рамках межрегиональной ассоциации “Здравоохранение в Сибири” создан координационный научно-методический совет по валеологии, который и будет заниматься этими проблемами.
Во-вторых, необходимо ввести валеологию в базисные учебные планы общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений. И наконец, принятие положения о валеологической службе, о валеологических центрах в системе образования позволит принимать на работу только грамотных специалистов.
Комментарии