Начало профессиональной деятельности сегодня во многом зависит от навыков, которые молодые люди приобретают, еще будучи обучающимися школ. Такая тенденция «омоложения» прослеживается во многих странах мира. Вопрос в том, где они получают знания и навыки, как происходит их самоопределение в выборе профессии. Вопрос совсем не праздный. Современная школа, обладая колоссальными материальными и интеллектуальными ресурсами, готова помочь школьникам совершить этот выбор. Мы готовы поделиться опытом работы школы №1517 в предпрофессиональном классе.
Виктория НЕФЕДОВА, педагог дополнительного образования школы №1517, кандидат биологических наук;Юлия ТЕЛЬНАЯ, заместитель директора по содержанию образования школы №1517;Анна ВАХНЕЕВА, директор школы №1517
Учебный план программы на уровне среднего общего образования формируется на два года и включает в себя предмет «Индивидуальный проект». Именно эти занятия становятся точкой отсчета всего плана работы ученика проектного класса. Обучение в предпрофессиональных классах городских проектов позволяет обучающемуся (будущему студенту) погрузиться в специфику потенциальной профессии, понять и оценить перспективы своего профессионального роста, возможности и горизонты, позволяет заранее узнать сложности, минусы и плюсы профессии. В различных странах мира применяют разные модели предпрофессионального обучения для старшеклассников. Однако городской проект «Медицинский класс в московской школе» обладает одним весьма важным преимуществом – сотрудничеством с потенциальным работодателем – городскими клиническими больницами. Также, несомненно, важным моментом работы в данном направлении является создание метапредметной и межпредметной образовательной предпрофессиональной среды.Проектный метод обучения – это универсальное сочетание метапредметной составляющей, образовательных задач и условий, которые позволяют обучающемуся получить и развить познавательные и творческие навыки, сформировать межпредметные связи и критическое мышление.Метапредметные компетенцииВ настоящее время в образовательной программе всех учащихся старшей школы России представлен предмет «Индивидуальный проект». Обучение по данному предмету состоит из часов аудиторной работы, а также из дополнительного времени для самостоятельного выполнения проекта. Результатом работы по данному предмету является законченное исследование или разработанный проект, которые представляются в виде устной или стендовой защиты на школьных и городских конференциях. Традиционно работа организуется следующим образом. Обучающиеся совместно с учителем-тьютором выбирают тему проекта, подбирают литературу, формулируют цель и задачи проекта. Далее следуют этап работы с литературными источниками, разработка темы и подбор методов исследования. Затем следуют выполнение исследования на практике, анализ полученных результатов и их представление. Цель обучения данному предмету в классах предпрофессионального профиля состоит не только в приобретении метапредметных компетенций, но и в развитии умения использовать предметные знания при решении учебно-практических задач. Таким образом, проектный метод обучения в медицинских классах позволяет одновременно развивать soft skills (универсальные компетенции и навыки) и hard skills (профессиональные навыки).Межпредметные компетенцииПредпрофессиональное медицинское образование подразумевает углубленное изучение предметов биологического и химического профиля, а также дополнительных специализированных образовательных программ. Несмотря на то что программа развивается не первый год, все еще недостаточное внимание уделяется важности изучения английского языка. В современной концепции развития медицины и повышения уровня конкурентоспособности российского медицинского образования особое место отведено международной работе, сотрудничеству, включению страны в международное пространство высшего образования, основной рабочий язык которого на сегодняшний день английский. Работа с профессиональной литературой по биологии, медицине и химии подразумевает достаточный уровень владения английским языком. Будущим специалистам чтение литературы на иностранном языке необходимо в первую очередь для того, чтобы более полно представлять текущее состояние области, не ограничиваясь только публикациями на родном языке. Важно отметить, что самая полная база данных статей и исследований (и лабораторных, и клинических) – NCBI, разработанная и поддерживаемая Национальным центром биотехнологической информации США (National Center for Biotechnological Information, NCBI), работает на английском языке. Все статьи как зарубежных, так и российских ученых непременно индексируются в этой базе данных.В школе №1517 имеется достаточный опыт использования иностранного языка в предметном образовании. Погружение обучающихся в профессиональную рабочую среду и работу с неадаптированными текстами требует самой активной работы в данном направлении в proпредпрофессиональных и предпрофессиональных классах. В рамках объединений дополнительного образования уже два года ведется курс «Биология на английском языке», составлены отдельные тематические занятия-практикумы по биологии на английском языке. Лекционная форма обучения активно дополняется практическими занятиями и работой над мини-проектами, также имеются отдельные примеры адаптации занятий в предметном компоненте, к примеру, практические занятия «Микромир. Клетка» (Workshop «Large world of the cells»), лекция «Современные подходы в работе с клеточными культурами» («Modern approaches in laboratory work with cell cultures»). При подготовке проектных работ и проведении исследований активно используютcя статьи ведущих специалистов области, в том числе на английском языке.Современные методики и технологии: освоение методов, выходящих за рамки школьной программыБлагодаря городским проектам, которые продвигают современные методики, необходимые для более полного представления о профессиональной области и подкреплены достаточным количеством современного оборудования, в том числе и для предпрофессионального образования, в настоящее время в школьной лаборатории мы можем ставить эксперименты в условиях, максимально приближенных к работе в лабораториях. Мастер-классы и практические занятия на современном оборудовании, таком как приборы для проведения электрофореза, микропланшетный ридер для иммуноферментного анализа, оборудование и материалы для культивирования микроорганизмов, способствуют не только погружению в исследовательский процесс, но и использованию на практике предметных знаний из различных областей, что способствует развитию hard skills у обучающихся. Данные навыки учащиеся затем используют и закрепляют на практике при выполнении исследовательских и проектных работ. Учащиеся школы №1517 активно участвуют в подготовке проектных и исследовательских работ в сотрудничестве с городской клинической больницей №52. Под руководством кураторов – врачей различных специальностей обучающиеся занимаются разработкой тем, обсуждением самых современных методов диагностики и лечения заболеваний.Поиск идей и развитие креативного мышленияВ различных литературных источниках неоднократно поднимался вопрос о важности развития креативного мышления обучающихся и новых образовательных технологий, способствующих этому. К важным организационным моментам все авторы относят: 1) грамотное создание физической среды для обучения и выполнения учебно-практических задач; 2) доступность ресурсов и материалов внутри школы; 3) активное использование внешкольной среды. К другой группе не менее важных аспектов развития креативного мышления относят взаимодействие между тьютором (руководителем работы) и учеником, а также между учениками. В рамках городского проекта предпрофессионального образования обучающиеся медицинского профиля имеют возможность посещать различные внеурочные занятия не только на базе школы №1517, но и других школ Москвы, которые предоставляют широкий спектр различных курсов и мастер-классов, а также встречи с врачами («Университетские субботы»), на которых дети имеют возможность прикоснуться к профессии и обогатиться идеями для своих исследовательских работ.Исследовательский проект по биологии и медицине: критическое мышление в биологииКритическое мышление – вызов XXI века. Структура биологических исследований и проектных работ по многим параметрам идентична традиционной структуре любых исследований. В своей работе Zohar и соавторы вычленили основные моменты критического мышления в биологических исследованиях. Среди них: 1) отсутствие логических ошибок, таких как необоснованный переход к общим выводам при отсутствии воспроизводимых результатов или недостаточном размере выборки; 2) отсутствие разрыва между наблюдениями, сделанными в конкретном эксперименте, и общими выводами по исследованию; 3) выявление скрытых и явных предположений; 4) избегание повторов; 5) тестирование гипотезы; 6) подбор уместных источников информации, соответствующих тематике исследования. Все это возвращает нас к предыдущим размышлениям о важности метапредметного и межпредметного обучения.Отношение исследователя к объекту изучения: формирование биоэтического мышленияВ литературе имеется достаточное количество методических разработок, посвященных поиску тем для исследования, планированию и организации работы, в то же время крайне мало внимания уделяется биоэтическим вопросам проведения таких исследований. В работе с учащимися биологического и медицинского профилей необходимо помнить о том, что большинство из них планируют продолжать обучение в высших учебных заведениях по профилю биологических или медицинских дисциплин. В связи с этим, несомненно, важно грамотное и своевременное формирование у них биоэтического мышления. В широком смысле под биоэтикой понимают осознанное и ответственное отношение к взаимодействию врача и пациента, исследователя и объекта исследования, человека (и человечества в целом) и окружающей среды, понимание всех возможностей и достижений современной науки и грамотное их внедрение в повседневную жизнь. Применимо к биологии и медицине, говоря о биоэтике, чаще всего рассматривают в качестве примеров такие процедуры и термины, как клонирование, клинические исследования, опыты на животных. Помимо этого, как отмечают ряд авторов, обучение биоэтике способствует развитию навыков ведения аргументированной дискуссии. Как нам кажется, данному аспекту все еще уделяется несоизмеримо мало внимания в предпрофессиональном обучении. Тем не менее стоит понимать, что учащийся, вовлеченный в проектную и исследовательскую деятельность, должен ответственно подходить к обоснованию своего исследования не только с методологической, но и с биоэтической стороны.
Метод проектного обучения в предпрофессиональных классах медицинского профиля открывает новые возможности и горизонты и представляет чрезвычайно интересное поле для деятельности и развития как обучающегося, так и преподавателя.
Комментарии