В школе «Технологии обучения» около десяти лет реализуется проект «Медицина в лицах». Неравнодушные педагоги отдела организации обучения в медицинских организациях вместе с учениками проводят настоящие исторические исследования о больницах, в которых дети лечатся и учатся.
Учителя отдела с первого дня работы заинтересовались историей создания больниц и их основателями. Уже в 2014 году группа учителей и учеников Детской больницы святого Владимира провела исследовательскую работу «История одной больницы», в результате которой был организован издательский дом «Святой Владимир». Педагоги вместе с детьми ежегодно выпускали книги. Одна из них – «Пути милосердия» – была посвящена 140‑летию со дня основания больницы святого Владимира. Всем было интересно узнать о том, что в 1876 году крупный промышленник и железнодорожный магнат Павел Григорьевич фон Дервиз открыл ее в Сокольниках в память о своем первенце Владимире Павловиче, умершем в младенчестве. Сегодня Владимирская детская больница продолжает следовать девизу ее основателя: «Милосердие и беспристрастие».
Проект о знаменитых врачах, вошедших в историю мировой и отечественной науки, и о наших современниках продолжался до 2017 года, а в 2018 году он получил дальнейшее развитие и стал называться «Медицина в лицах». К сегодняшнему дню учителя и школьники уже провели исторические исследования в Национальном медицинском исследовательском центре фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний, Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой, Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей, Центральной клинической психиатрической больнице.
В нынешнем учебном году проект «Медицина в лицах» был реализован еще в трех больницах. Объектом изучения стала история создания психиатрической клинической больницы №4 имени П.Б.Ганнушкина. Это одно из старейших российских учреждений для лечения и ухода за людьми с ментальными расстройствами. История этой больницы связана с этапами развития отечественной психиатрии. Главным результатом этого развития стали гуманное обращение с больными и снижение случаев их стигматизации. Неоценимый вклад в историю больницы внесли такие знаменитые врачи, как Василий Федорович Саблер, Николай Николаевич Баженов, Михаил Авдеевич Джагаров. В 1936 году Невропсихиатрическому институту, составляющему единое целое с больницей, было присвоено имя профессора Петра Борисовича Ганнушкина, российского и советского психиатра.
Сегодня в психиатрической клинической больнице №4 функционируют двенадцать психоневрологических диспансеров, три клиники памяти и психиатрический стационар имени В.А.Гиляровского. Главная миссия больницы базируется на принципах индивидуального подхода при оказании помощи в области психического здоровья, основанной на объединении медицинских и педагогических технологий.
Педагоги и ребята также совершили экскурс в историческое прошлое Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии, возглавляющего сегодня научную работу в области лечебного питания нашей страны. Институт в своем развитии прошел долгий путь, накапливая и обобщая опыт и знания, а также порождая именитых врачей, за судьбами которых стоит история совершенствования научных и организационных принципов лечебного питания. Часть проектной работы «Медицина в лицах» посвящена как увековечению памяти врачей, стоявших у истоков российской науки о питании (Михаилу Николаевичу Шатерникову (1870-1939) и Мануилу Исааковичу Певзнеру (1872-1952), так и врачам, внесшим дальнейший вклад в развитие этого раздела науки (Михаилу Андреевичу Самсонову (1918-2009), Ольге Павловне Молчановой (1886-1975), Алексею Алексеевичу Покровскому (1916-1976), Виктору Александровичу Тутельяну (1942).
Знакомясь с историческими документами, учащиеся узнали о том, что в истории Исследовательского центра питания был и мрачный период. В январе 1949 года прошли аресты видных медиков, евреев по национальности. Началась «чистка» кадров. Клиника была фактически разогнана, уволены все ведущие сотрудники, единомышленники М.И.Певзнера. Мануил Исаакович начал борьбу за сотрудников. После смерти И.В.Сталина все арестованные по «делу врачей» были освобождены и полностью реабилитированы.
В результате своей исследовательской деятельности ребята и учителя детской городской клинической больницы №9 имени Г.Н.Сперанского узнали, что история больницы началась во второй половине XIX века, когда московский предприниматель и благотворитель Флор Ермаков открыл богадельню для больных и нуждающихся. С 1947 года больница становится клинической базой кафедры педиатрии, возглавляемой выдающимся российским ученым-педиатром профессором Георгием Несторовичем Сперанским. Вся дальнейшая история больницы неразрывно связана с этим выдающимся ученым-клиницистом, его учениками и учениками его учеников. Главными направлениями школы Г.Н.Сперанского, из которой вышли и являются видными учеными-педиатрами академики В.А.Тоболин, Ю.Е.Вельтищев, М.Я.Студеникин, профессора М.П.Матвеев, О.Г.Соломатина, М.С.Игнатова, Н.А.Коровина, С.Г.Звягинцева и другие, остаются вопросы изучения патологии и физиологии детей раннего возраста и охраны здоровья матери и ребенка.
Сегодня ДГКБ №9 имени Г.Н.Сперанского входит в число крупнейших детских больниц России. Кроме научной и лечебной деятельности врачи и медицинские сестры больницы в течение многих лет участвуют в оказании помощи пострадавшим во время военных действий, природных и техногенных катастроф, сотрудничают со службой медицины катастроф МЧС России. Семьдесят сотрудников удостоены правительственных наград за мужество.
Проектная работа по изучению истории больниц города Москвы помогла учащимся, находящимся на длительном лечении, узнать биографии их основателей и выдающихся деятелей медицины. С этой целью они знакомились с интернет-ресурсами, газетными публикациями, архивными документами, брали интервью у врачей и других медицинских сотрудников. В перспективе планируется выпустить альманах, в котором будет собран материал обо всех больницах, в которых работают педагоги нашей школы.
Анаит САРКИСЯН, педагог–организатор школы «Технологии обучения»;
Лариса ЯНБУЛАТОВА, учитель русского языка школы «Технологии обучения»
Комментарии