Суть проекта – в расширении практического применения арттерапии в Петрозаводске, о чем на протяжении действия проекта общественность будет узнавать из публикаций в газете «Лицей». Впервые в Карелии методы арттерапии будут использоваться для реабилитации детей с поведенческими нарушениями – т.е. детей с девиантным поведением. Партнерами в реализации этой новаторской задачи становятся газета «Лицей» и некоммерческое партнерство «Лад». В него входят врачи, музыканты, психологи – все они пионеры в области арттерапии, авторитетные специалисты, не желающие замыкаться в своей узкой профессиональной сфере.
Цели, задачи и содержание
Арттерапия для газеты «Лицей» – одна из ведущих тем последних пяти-шести лет. Это направление, существующее на стыке искусства и медицины, уже семь лет активно развивается в Карелии. Немалую роль играет близость Финляндии – там «стаж» музыкальной терапии около пятидесяти лет. Но главная причина востребованности методов арттерапии – состояние здоровья детей, которое ухудшается катастрофически. Традиционные методы лечения часто бессильны, все больше становится детей-инвалидов. И это не только у нас. По данным ВОЗ, лица с ограничением жизненных и социальных функций составляют около 10% населения земного шара, т.е. более 500 млн. человек, из них более 100 млн. – дети до 16 лет, что составляет приблизительно 2-3% всех детей земного шара.
Детский реабилитационный центр Петрозаводска, на базе которого и возникло некоммерческое партнерство «Лад», с 1997 года включает в свои программы методы креативной терапии и реабилитации. Все арттерапевтические технологии здесь рассматривают не как самоценные направления, а как дополнительный терапевтический инструментарий, используемый с целью достижения конкретных терапевтических задач. Арттерапевтические методы способны существенно усилить эффект традиционных методов восстановительной терапии.
Анализ состояния здоровья детей, динамики и структуры заболеваемости показал значительное влияние на основные показатели здоровья социальных и психосоциальных факторов. Так возникла идея использования музыкально-терапевтических занятий для коррекции поведенческих нарушений у детей из групп социального риска с целью профилактики асоциального поведения и психосоматических расстройств.
Основная целевая группа – ученики младших классов одной из «отдаленных» школ города Петрозаводска. В группу (15-20 человек) включаются дети со слабой успеваемостью, имеющие поведенческие нарушения (гиперактивность, замкнутость, агрессивность и др.), как правило, стоящие на учете у социального педагога и психолога школы, невролога поликлиники. До начала занятий дети тестируются психологом по стандартным и авторским методикам. Музыкально-терапевтические занятия проводятся еженедельно на базе групп продленного дня. При необходимости к проведению занятий подключаются психологи.
В течение курса предполагается познакомить ребят с художественными коллективами и кружками Дворца творчества (хоровые, художественные студии, хореографические ансамбли, фольклорные ансамбли).
Одновременно это будет и исследовательская работа: насколько эффективны методы арттерапии для коррекции девиантного поведения детей из группы социального риска, есть ли положительная динамика психосоматических заболеваний, свойственных этой группе, насколько родители готовы воспринять новые подходы.
Проект предполагает проведение двух тренингов с преподавателями школы с целью изменения стереотипов восприятия «трудных» детей и расширения репертуара влияния.
Проект завершится семинаром, участники которого смогут поделиться своим опытом использования креативных технологий в лечении, коррекции и образовании.
Продолжительность проекта – 6 месяцев. Реализуется в настоящее время. Ход проекта регулярно освещается газетой «Лицей».
Проект награжден Дипломом лауреата конкурса «Журналистика. Культура. Общество» в номинации «Социальное партнерство» АНО «Единство журналистики и культуры» при поддержке Фонда Форда.
* * *
Сказка братьев Гримм «Звездные талеры»
Жила-была маленькая девочка. Отец и мать у нее умерли, и была она такая бедная, что не было у нее даже каморки, где жить, и кроватки, где спать. Осталось у нее одно только платье и кусочек хлеба в руке. И оттого, что была она всем миром покинута, вышла она, полагаясь на волю господню, в поле. Встретился ей на дороге бедняк и говорит:
– Ах, дай мне чего-нибудь поесть, я так проголодался. Она отдала ему последний кусочек хлеба и сказала: «На здоровье», – и пошла дальше.
– Холодно моей голове, подари мне что-нибудь, чем бы я мог ее прикрыть.
Сняла она свою шапочку и отдала ему. Прошла она еще немного, и повстречался ей опять ребенок. Не было на нем ничего, и весь он дрожал от холода – она отдала ему свое платье. А потом попросил у нее другой ребенок юбочку, и отдала она ему юбочку.
Наконец пришла она в лес, а уже совсем стемнело. И явился еще ребенок, попросил у нее рубашечку. И добрая девочка подумала: «Ночь темная, меня никто не увидит, можно, пожалуй, отдать и рубашечку», – сняла она рубашку, отдала и ее. И вот стоит она, и вдруг стали падать звезды с неба, и были то не звезды, а новехонькие блестящие талеры, и хотя она отдала свою последнюю рубашку, но появилась на ней новая, да притом из самого тонкого льна. И подобрала она в подол талеры, и хватило их ей на всю жизнь.
Галина СТЕПАНОВА, Петрозаводск
Комментарии