Многострадальные сельские школы, что с вами только не делали и не творили в постсоветское время! В 90‑е годы прошлого столетия государство безуспешно пыталось модернизировать образовательные организации, находящиеся в сельской местности. Как всегда, не хватило денег.
В 2000-х годах появилось модное словечко «оптимизация». Чиновники от образования всех рангов и мастей бросились, как лихие кавалеристы, исполнять указания об оптимизации сельских школ. Собирались сельские сходы, на которых жителям деревень рассказывали о том, что качество образования и условия пребывания детей в их малокомплектной школе не соответствуют современным требованиям. Поэтому школу надо закрыть, а детей будут возить от порога родного дома до порога той школы, где созданы все условия для получения качественного образования в комфортных условиях. Только вот такая школа, как правило, находится не так близко от их населенного пункта. Но ничего страшного! Для перевозки детей будут закуплены красивые и комфортабельные автобусы. И сельчане голосовали за закрытие местных школ. Ну а там, где народ был против, чиновники поступали по-иному – присоединяли маленькие сельские школы к более крупным, делали их филиалами, а уж потом закрывали. В этом случае согласие сельского схода не требовалось. Вот так и сократили добрую половину школ в деревнях и селах.
Сейчас на селе новая проблема. Остро стоит вопрос с дефицитом учителей в этих бездумно оптимизированных школах. Педагоги пенсионного возраста массово уходят на заслуженный отдых, а молодежь в деревню не торопится.
Как это было
Проблема нехватки учительских кадров на селе не нова. В начале XX века зарплата сельских учителей по сравнению с зарплатами городских коллег выглядела просто нищенской. В царское время в деревенских школах работали в основном подвижники, для которых заработная плата играла далеко не главную роль. Но на все сельские школы таких альтруистов не хватало.
Даже в советское время, когда существовало распределение после педагогических институтов, государство не могло полностью решить проблему нехватки учителей в сельских школах. Кто-то не выдерживал деревенского быта, кого-то угнетало отсутствие театров, музеев и возможностей для саморазвития. Зарплата оставляла желать лучшего. Нагрузка большая – как учебная, так и общественная. В общем, отрабатывали молодые выпускники педвузов положенные по закону три года в сельской школе и бежали сломя голову в город. Как правило, из молодежи в деревенских школах задерживались только местные уроженцы.
В 1984 году генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко, который сам в свое время окончил педагогический институт, предпринял еще одну попытку поправить аховое положение сельских школ и привлечь в них молодых специалистов. Но, как и многие другие советские реформы, «черненковская» реформа образования так и не была завершена.
Льготы, которые не удержали меня в сельской школе
В 90-е годы XX века престиж профессии учителя продолжал стремительно падать, но большого дефицита кадров еще не наблюдалось. Я, молодой студент-заочник первого курса исторического факультета Владимирского педагогического института, тщетно пытался найти работу по специальности в своем родном городе Меленки. Все городские школы были полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Начальник районного отдела образования предложил мне отправиться работать учителем истории в среднюю школу поселка Южного, который находился в 35 километрах от районного центра. Это была единственная вакансия по моей специальности. Я с радостью согласился и на следующее утро на автобусе марки ЛАЗ отправился покорять детские сердца и нести разумное, доброе, вечное.
На дворе уже стоял сентябрь. Раскачиваться долго не пришлось, и после непродолжительного знакомства с коллективом я уже преподавал историю и обществознанием с 5-го по 11-й класс. Для полного счастья мне еще подкинули уроки физкультуры. Через несколько дней директор торжественно сообщил, что он доверяет такому талантливому молодому человеку, как я, вести еще курс информатики для старшеклассников. То, что я в глаза не видел компьютера, его нисколько не смущало. По мнению мудрого руководителя, наличие у меня игры «Денди» гарантировало качественное преподавание столь сложного предмета. Ну а чтобы молодой педагог не сбежал сразу же после первой четверти, мне рассказали о благах, которые уже обрушились на мою голову, как только я поставил свою подпись в трудовом договоре. Директор торжественно сообщил, что меня не заберут в армию. Учителя мужского пола призывного возраста, работающие в сельских школах, призыву на действительную военную службу не подлежат.
Я одобрительно кивал головой, осознавая всю прелесть данной привилегии, хотя она для меня была излишней. Свой долг Родине я уже отдал с лихвой. Три года я с честью отслужил в славном Военно-морском флоте еще до поступления в вуз. Затем я был уведомлен, что имею право на льготы по коммунальным услугам, «сельскую» надбавку к зарплате и – самое главное – мне могут предоставить жилье. Свое, собственное жилье! Правда, по голосу директора я понял, что если это и случится, то не скоро. Вот и весь арсенал «плюшек», с помощью которых задерживали молодых специалистов в сельских школах в 90-х г. прошлого века. Мне, молодому парню, пожалуй, была интересна только доплата к моему окладу. Все остальное я пропустил мимо ушей и работал на благо российского образования не за страх, а за совесть.
Работа нравилась. Общий язык с коллегами и детьми нашел сразу. Но через год я покинул стены столь гостеприимной школы по причине отсутствия транспорта. В 1996 году экономика России стремительно летела вниз, а вместе с ней и автотранспортное предприятие Меленковского района. Автобусные рейсы в поселок Южный были отменены, и я решил, что мне нужно перебираться поближе к городу.
Вторая школа, которая радушно приняла меня в свои объятия, также была расположена в сельской местности. Она была девятилеткой и находилась всего в 10 км от моего места жительства. Это ее главное преимущество. При нашем первом знакомстве директор школы слово в слово повторила все то, что я уже слышал ранее. Сельскому учителю положено множество льгот, о которых городские учителя только мечтают. Внимательно выслушав своего нового руководителя, я в очередной раз одобрительно покивал головой. Затем мне показали мой рабочий стол в учительской и повели знакомиться с 8-м классом, для которого я должен был стать отцом родным, то есть классным руководителем. И вновь закрутилась карусель уроков, педсоветов, внеклассных мероприятий – всего того, что делает школу школой.
В первый год никаких проблем с транспортом не было. Добирался до работы с коллегой на его автомобиле. Но спустя год он перевелся в городской интернат, и я немного приуныл. После недолгих раздумий выход был найден. Велосипед. Он стал моим верным другом на долгие пять лет. В любое время года я крутил педали железного коня навстречу своей любимой работе. Особенно тяжко приходилось зимой. Если температура недотягивала до минус 25, то ехать еще было можно. Одеваешься потеплее (две шапки на голову) – и вперед! Но когда мороз был минус 25 и ниже, ехать становилось невозможно. Застывала смазка в колесах, и на морозе рвалась цепь. В такие студеные дни я ходил до школы пешком. В 6 утра выходил из дома и к 8.05 подходил к крыльцу учебного заведения. Идешь по заснеженным, нерасчищенным дорогам и размышляешь о чем-то своем. Смотришь на звезды, мечтаешь скорее добраться до теплой школьной печки. Машин практически нет. Волки в лесу воют, а ты думаешь, на какое дерево забраться, если они выскочат на дорогу. И понимаешь, что ни на какое дерево ты не заберешься – сугробы на обочине по пояс. Поэтому прибавляешь шагу и с нетерпением ждешь появления первых деревенских фонарей.
Во время таких походов я почему-то всегда вспоминал М.В.Ломоносова, который с рыбным обозом пришел в Москву из Архангелогородской губернии постигать азы наук. Эти зимние путешествия до школы, по моему скромному мнению, роднили нас. Только он шел учиться, а я – учить. Такое сравнение с первым российским академиком мне льстило. Но быть вечным Ломоносовым местного масштаба я не хотел. Как только появилось место в СОШ №1 города Меленки, я сразу снял с себя лавры подвижника российского образования и перешел на постоянную работу в городскую школу. Потом мне приходилось работать по совместительству еще в трех сельских учебных заведениях. Начинались большие проблемы с кадрами, и многих городских учителей просили время от времени подработать на селе.
Жизнь любит и умеет удивлять. Через 11 лет после моих скитаний по заснеженным лесным дорогам, общество «Знание» награждает меня медалью М.В.Ломоносова, на которой есть такие слова: «Подвижнику просвещения». Верные слова, правильные! Я и правда был в какой-то мере подвижником. Кроме этой медали и боли в коленях, я больше ничего за свою карьеру сельского учителя не заработал.
А что сегодня?
В данный момент вопрос с кадрами в сельских школах настолько острый, что «педагогические дыры» латают 80-летними учителями. С 2020 года заработала программа «Земский учитель». Молодым педагогам, которые изъявят желание работать в деревенской школе, полагается единовременная выплата в 1 миллион рублей. При этом начинающий учитель берет на себя обязательство отработать в данной сельской школе не менее пяти лет. Программа еще только начала функционировать, поэтому о результатах говорить пока рано. А вот 1 миллион – деньги уж не такие и большие! Если их разбросать по месяцам на пять лет, то получится 16,5 тысячи рублей в месяц. Эту сумму можно заработать и в городе. Дело все в том, что такими деньгами вообще не заманить молодого человека в учителя, а уж в сельские тем более. Выход один – надо кардинально менять подход к системе оплаты труда педагога, и не только на селе. Зарплата должна быть достойной и давать уверенность в завтрашнем дне. В московских школах нет проблем с педагогическими кадрами, потому что зарплаты столичных коллег в разы выше, чем у педагогов в провинции. Как только материальное положение сельских учителей изменится в лучшую сторону, так сразу проблема нехватки педагогических кадров в сельских школах решится сама собой.
Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область
Комментарии