В этом году исполнилось 200 лет русскому сказителю Трофиму Рябинину. Именно от него были записаны известные нам со школьной скамьи былины.
Крестьянская династия сказителей Рябининых жила в конце ХIХ – начале ХХ века близ острова Кижи, в 70 километрах от уездного города Петрозаводска. Основатель династии – Трофим Григорьевич Рябинин – стал одним из символов русского фольклора, так же, как многоглавый Кижский ансамбль – символом мировой деревянной архитектуры. Между тем личность, творчество, судьба сказителя до сих пор малоизвестны. Порой учителя-словесники не подозревают, что образцовые записи русских эпических песен были сделаны на острове Кижи ровно 130 лет назад.
Из того ли то из города
из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний
добрый молодец.
Он стоял заутрену во Муромле,
А й к обеденке поспеть хотел он
в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному
ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно как черна ворона.
Читая былины, мы погружаемся в особенный эпический мир, одновременно фантастический и реальный. Герои его – богатыри. Конечно, былинные богатыри – это не реальные личности. В их образе слились народные воспоминания о мифологических героях, вера в необыкновенные способности и исторический опыт народа времени установления Киевской Руси.
В ХIХ веке люди еще верили в богатырей, правда, относя былинные события к далекому прошлому. Верили, что именно богатыри воплощали силу народа, защищали его, поддерживали справедливость, берегли землю. Когда они исчезли, для Руси начались беды. В середине ХIХ века в Заонежье собирателями был найден настоящий духовный “оазис”, большое число сказителей, которые все еще пели о русских богатырях.
Открыл России знаменитого сказителя молодой чиновник губернской канцелярии Павел Николаевич Рыбников, отбывавший ссылку в Петрозаводске. Произошло это, как все великое, случайно. В мае 1860 года Рыбников должен был ехать по казенной надобности из Петрозаводска на Пудожский берег. Из-за бури лодке пришлось пристать на небольшом островке Шуйнаволок, где решили передохнуть и переждать ветер. Рыбников уснул, разбудили его странные звуки. “…До того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления”. Былину о Садке-купце, богатом госте, пел крестьянин деревни Середка Леонтий Богданов, пытаясь магией пения остановить непогоду. Именно Леонтий Богданов уговорил Рыбникова не проезжать мимо Кижей на восточный берег озера, остановиться в Середке, чтобы послушать лучшего певца в Заонежье – Трофима Рябинина.
“…Через порог избы переступил старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седеющей бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность”. Встрече сказителя и собирателя, состоявшейся всего в двух километрах от знаменитых Кижских церквей, суждено было войти в историю русской культуры. Они подружились: европейски образованный молодой человек 29 лет и старик-сказитель, справный хозяин, уважаемый в округе человек.
Собиратель чувствовал, что Трофим Рябинин – мастер чрезвычайно высокого класса. “Слово “гордость”, – писал он, – не исчерпывает характера Рябинина: к ней присоединяется деликатность, так что это свойство в нем следует назвать уважением к самому себе и к другим”. При расставании сказитель ничего не согласился взять с Рыбникова “за науку”. Когда собиратель подарил его жене платок, Рябинин тотчас же отдарил его шитым полотенцем, сказав: “Когда, Павел Николаевич, приятели расстаются надолго, то у нас в обычае дарить друг другу на память даровья”.
Через 10 лет, в 1871 году, по совету Рыбникова в Заонежье приехал ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Основная часть былин, по-крестьянски – “старин”, 13 текстов Трофима Рябинина – была им записана 6-8 июля 1871 года на острове Кижи. В деревне Дудкин-Наволок, где остановился Гильфердинг, три дня на лодках съезжались сказители: Симеон Корнилов из Кургениц, Василий Щеголенок из Боярщины, Трофим Рябинин из Потаневщины.
Как Владимир-князь
да стольно-киевский
Поразгневался на старого казака
Илью Муромца,
Засадил его во погреб
во глубокии,
Во глубокий погреб во холодныи
Да на три-то года поры-времени.
А у славного у князя у Владимира
Была дочь да одинакая,
Она видит: это дело есть немалое,
А что посадил Владимир-князь
да стольно-киевский
Старого казака Илью Муромца
В тот во бы постоять один за веру,
за отечество,
Мог бы постоять один
за Киев-град,
Мог бы постоять один за церкви
за соборные,
Мог бы поберечь он князя
да Владимира.
Мог бы поберечь
Опраксу-королевичну.
Большинство былин, записанных в Кижах от Рябинина, известны нам со школьной скамьи: “Илья и Соловей” (в хрестоматии – “Илья Муромец и Соловей-разбойник”), “Илья и Идолище”, “Илья и Калин-царь”, “Илья в ссоре с князем Владимиром”, “Добрыня и Змей”, “Добрыня и Маринка”, уникальный текст известной только на Русском Севере былины “Вольга и Микула” и другие. Слушая и наблюдая многих сказителей, Гильфердинг отмечал, что “знание былин составляет как бы преимущество наиболее исправной части крестьянского населения” и что “былины укладываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни”.
По приглашению А.Ф. Гильфердинга в декабре 1871 года Трофим Рябинин приехал в Петербург для повторных записей и выступлений. Одним из наиболее памятных дней стало выступление на заседании Отделения этнографии, в зале Географического общества 3 декабря 1871 года.
Перед слушателями у стола в кресле, положив обе руки на подлокотники, сидел старик-старообрядец лет восьмидесяти, “одетый в сибирку, с седой бородой и глубоко впавшими глазами, придающими ему почтенный и серьезный вид”. В первой части выступления Трофим Рябинин исполнил былины о Вольге и Микуле и об Илье Муромце и Калине-царе. После перерыва сказитель пел былины по желанию собравшихся.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославгович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много
мудростей:
Щукой-рыбою ходить Вольге
во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге
под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.
После выступления Рябинину вручили денежное вознаграждение в размере 100 рублей серебром, а великий князь Константин Николаевич удостоил певца поистине “княжеским” подарком – серебряным кубком, выполненным в древнерусском стиле. Высоко оценив сказительское искусство Рябинина, Отделение этнографии постановило ходатайствовать о награждении сказителя серебряной медалью. В начале 1872 года стало известно, что “Государь Император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел… о награждении известного рапсода и сказителя русских былин, крестьянина Олонецкой губернии Трофима Рябинина, Всемилостивейше соизволил в 18-й день февраля пожаловать Рябинину серебряную медаль с надписью “За полезное” для ношения на шее на Станиславской ленте”. Олонецкий певец былин Трофим Рябинин одним из первых в России среди крестьянского сословия был награжден правительственной медалью.
Трофим Григорьевич Рябинин родился 27 апреля (по новому стилю) 1801 года в деревне Дмитровской (нынешнее название – Гарницы). Он рано лишился родителей и был воспитан, как писал Гильфердинг, “крестьянским миром”. “Мир” – это ближайшие родственники Рябинина, а в крестьянской жизни почитались не только двоюродные и троюродные тетки и дядья, но и более далекие родственники. Именно родственные отношения скрепляли крестьянскую жизнь.
Женился Трофим Рябинин в 1820 году на Дарье Панкратовой Клоповой и пришел в дом тестя в деревню Потаневскую. После 20 лет неустанного труда он поставил себе дом и обзавелся собственным хозяйством. В семье Рябининых было 16 детей. Умер Трофим Рябинин 14 февраля 1885 года. По словам сына Ивана, “уж очень древен был: ходил, ходил, так и помер благополучной смертью”. Похоронен в Кижах, в ограде знаменитого Кижского погоста, около Покровской церкви.
Наследником поэтического таланта стал сын Иван Трофимович, перенявший основную часть репертуара – 15 былин. Усвоенные им эпические песни, исполнявшиеся перед слушателями Петербурга, Москвы, Одессы, Софии, Белграда, Вены, Праги, Варшавы, почти дословно повторяли тексты отца. Умер в январе 1910 года, не будучи исповедован и причащен “из-за приверженности к расколу”. Хоронили его жители деревни Гарницы близ Никольской церкви в Сенной Губе.
Со временем продолжателями рябининской традиции, уходящей своими корнями в ХVIII столетие, стал пасынок Ивана Трофимовича Иван Герасимович Рябинин-Андреев (1874-1926) и его сын, член Союза писателей СССР Петр Иванович Рябинин-Андреев (1905-1953). Он, последний сказитель из славной династии Рябининых, восемь лет проживший в Петрозаводске, донес бесценный дар сказительства до 50-х годов ХХ века, сохранив основной рябининский репертуар, напев и манеру сказывания.
Дата рождения Трофима Григорьевича Рябинина по-особому знаменательна. Ее можно считать значимой датой истории русского фольклора, подобной дате первого издания эпоса “Калевала”. 200-летие со дня рождения первого среди лучших сказителей России – праздник русского эпоса и русской культуры.
Регина КАЛАШНИКОВА,
кандидат филологических наук, зав. отделом фольклора Музея-заповедника “Кижи”
Комментарии