Об инвестиционной привлекательности образования сегодня говорят много, имея в виду не только высшую, но и среднюю профессиональную школу. Для общеобразовательной школы и дошкольной системы говорить об инвестициях весьма проблематично – эти учреждения для бизнеса (как объекты инвестиций в собственное кадровое обеспечение) впрямую не интересны. Основным источником привлечения дополнительного финансирования были и остаются родители, заинтересованные в качественном образовании, комфортных условиях обучения и безопасности для своих детей. Вот только как сделать отношения с родителями спокойными и партнерскими?
Всем понятно, что школам необходимо дополнительное финансирование, ведь даже в благополучной Москве до перехода на нормативно-подушевое финансирование денег чаще всего хватало только на зарплату. Правительство Москвы изыскивает все новые средства для поддержки образования, но все равно денег не хватает, потому что нужно содержать здания, покупать расходные материалы, организовывать охрану школы. Как выходят из положения? С помощью родителей, которые входят в положение школы, а потому не считают зазорным поддержать ее материально. Эту помощь журналисты очень часто называют поборами.
Закон «Об образовании» дает право образовательным учреждениям на привлечение пожертвований, но нападающие на школу об этом не вспоминают. Им кажется, что все руководители корыстны, что деньги попадают в их карманы, словом, налицо сплошные финансовые нарушения. Однако в большинстве случаев деньги родителей руководители тратят на нужды своих учебных заведений. Сложные ситуации возникают тогда, когда переданные родителями материальные ценности (скажем, телевизор или видеомагнитофон) не поставлены на баланс или родители передают деньги наличными, а не перечисляют через Сбербанк. Это неправильно, но государство само своими неправильными решениями вынуждало людей так поступать, потому что заставляло их платить налоги и за пожертвованные деньги, а учебные заведения – за переданные материальные ценности. В результате люди скрывали свою благотворительность, чтобы школы и детские сады от нее не страдали. Такой вот парадокс нашего времени!
Между тем такая непрозрачность в отношениях учебных заведений и благотворителей приводит к тому, что нарушаются права благотворителей на то, чтобы определять цели и формы использования их пожертвований. В последнее время некоторые учреждения стали создавать свои благотворительные фонды, но и тут нарушение – по закону о благотворительности государственные, а иногда и муниципальные учреждения не могут входить в состав учредителей.
Значит ли это, что родителей и благотворителей нужно считать чуть ли не преступниками или причислять к таковым руководителей образовательных учреждений?
Но как сделать так, чтобы руководители образовательных учреждений не страдали от обидных упреков? Думаю, первым шагом могла бы стать система региональных благотворительных фондов, работающих с пожертвованиями родителей для конкретных учреждений. Именно региональных фондов, а не, скажем, АНО или фондов при конкретном учреждении. В этом случае будут минимизированы расходы на содержание организации, работать будут профессионалы, а не дилетанты, фонд сможет иметь средства для прохождения ежегодного аудита и размещения отчетов в периодической печати.
Благотворителям образовательного учреждения следует объединяться (без образования юридического лица) в попечительские советы, ведь они имеют право во взаимодействии с администрацией образовательного учреждения принимать решения по расходованию пожертвований, поступивших в благотворительный фонд для конкретного учреждения. Именно через такие представительные органы может реализовываться право благотворителей на определение целей расходования их пожертвований. Благотворительные фонды, в свою очередь, должны объединиться в саморегулируемую ассоциацию, которая сможет в тесном взаимодействии с министерством образования, органами управления образованием на местах, контролирующими и правоохранительными органами выработать стандарты и в соответствии с ними строить работу с пожертвованиями родителей. На саморегулируемую организацию следует возложить контроль за соблюдением согласованных стандартов.
Кому-то покажется, что создавать такую организацию не нужно, но к этому нас подталкивает жизнь, не случайно в Москве и Санкт-Петербурге такая система уже начинает выстраиваться. Осталось только представителям благотворительных организаций, системе образования и правоохранительным органам сесть за один стол и приступить к выработке совместных решений. Чтобы повысить прозрачность, стимулировать бизнес и родителей к благотворительной деятельности, предложить оптимальный механизм для поддержки системы образования, Национальная ассоциация благотворительных организаций, Союз благотворительных организаций России, Московская торгово-промышленная палата планируют провести в августе – сентябре 2006 года специальный форум.
Александр ФРОЛОВ, президент Национальной ассоциации благотворительных организаций
Комментарии