Я наконец-то научилась без запинки выговаривать фразу: «Владимир Нодарович Головнер – вдохновитель региональной школы «Учитель года Красноярского края», хотя по сложности она больше похожа на скороговорку. Фразу я произносила со сцены, когда в Красноярске открывалась Вторая региональная школа, длившаяся с 1 по 3 ноября этого года. Всего три дня, а сколько мы успели! Было дано 48 уроков для 200 учителей, 53 мастер-класса для 200 студентов, 32 победителя профессиональных конкурсов делились своими секретами мастерства, 12 методистов проводили анализ уроков, 100 человек приняли участие в образовательной игре. Вам не совсем понятно, о чем речь? Тогда обо всем по порядку.
На конкурсе «Учитель года России» проходит немало мероприятий помимо конкурсных испытаний, и одно из них – презентация Межрегиональной экспедиции школьников России (которая ежегодно проводится в июле) и зимней школы «Учитель года» (ее организуют в зимние каникулы). Московский химик Владимир Головнер – автор идеи таких школ. После участия в конкурсе Владимир Нодарович не смог расстаться с друзьями и придумал школу «Учитель года», где конкурсанты могут снова провести свои уроки, но не для членов жюри, а для учеников, приехавших из различных регионов, и для гостей школы, других учителей. Его идею поддержала «Учительская газета», а недавно – и Общероссийский Профсоюз образования.Конкурсный урок – это целое представление со своими законами жанра, к нему готовятся тщательно и трепетно, но, если не поймать кураж, зрители могут тебя не понять. Кто за чем, а я еду в школу «Учитель года» за куражом, который не дает остыть чувствам к профессии. Вот что отличает учителей года – это состояние влюбленности, которое делает их молодыми и сильными. Это, конечно, чувствуют ученики школы «Учитель года». Их привозят с собой учителя. Эти дети вместо каникул готовы ехать за своими педагогами на другой конец страны и сидеть с раннего утра на уроках. Хотя «сидеть» – неправильное слово, точнее будет – летать… Особенность экспедиции – трехчасовые исследовательские мастерские от учителей года, проводимые в полевых условиях. Формат зимней школы – открытые 45‑минутные уроки. (О летней Экологической экспедиции школьников России 2017 года можно прочитать в «МП» №31 от 3 августа сего года).Я стараюсь не пропускать ни одной экспедиции и зимней школы, потому что каждая из них – это долгожданный, яркий, незабываемый праздник души. Но я знаю, сколько прекрасных учителей в Красноярском крае хотели бы оказаться на моем месте и заслуживают этого больше, чем я. Своей мечтой провести школу «Учитель года» в нашем крае я поделилась с единомышленниками из Творческого союза учителей (ТСУ). Как я благодарна сейчас президенту ТСУ Галине Гуртовенко, соучредителю ТСУ Светлане Бордуковой, коллегам из Ачинска Галине Нефедовой и Татьяне Бернгардт за безоговорочную поддержку! То, что казалось мечтой, стало явью. В прошлом году мы провели первую региональную школу «Учитель года Красноярского края» в городе Ачинске, в этом году – вторую школу в Красноярске. Старались учесть все особенности Межрегиональной зимней школы Владимира Головнера, но стать франшизой не удалось. Первое – дети. Учениками региональной школы стали ребята из учреждения, которое ее принимало. В этом смысле мы уже обогатили две учебные организации нашего края (лицей №1 Ачинска и среднюю школу №137 Красноярска). Второе – методическая направленность. Мы постарались сделать так, чтобы это была школа не только для детей, но в равной степени для гостей. Ими стали потенциальные участники профессиональных конкурсов, методисты, творческие учителя. Для гостей после каждого урока методисты Творческого союза учителей проводили рефлексивную остановку и делали анализ урока, стараясь избегать оценки, выявляя те способы деятельности, которыми уникален учитель, дающий урок. Как ни странно, самым трудным для гостей на уроке стал вопрос: «Предположите, каков был замысел учителя?». Третье – студенты. Мы включили в преподавательский состав школы победителей студенческих конкурсов «Учитель, которого ждут» и WorldSkills Russia, а также провели один день школы на площадке красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького для студенческой аудитории. Наши победители провели мастер-классы для студенческих команд Сибирского федерального округа и отметили активность молодых слушателей.Я горжусь учителями, приехавшими во вторую региональную школу «Учитель года». Это не только мои коллеги из Красноярского края, победители краевого конкурса «Учитель года», но и друзья – участники летней экологической экспедиции из разных регионов России. Санкт-Петербург представил Сергей Софенко, Иркутскую область – Елена Мякишева, Елена Халиулина, Инна Смирнова и Марина Тараканова, Новосибирскую область – Александр Буханистов и Марина Чешева, и даже с теплых берегов Азовского моря прилетела Светлана Малькевич, представляющая Ростовскую область. Сан Саныч Буханистов научил давать нескучные уроки и влюбил в себя красноярских учителей, Марине Чешевой аплодировали стоя за «прокачку» эмоционального интеллекта, Сергей Софенко покорил всех питерской интеллигентностью в беседе об истинном мастер-классе, Светлана Малькевич зажгла темпераментным критическим мышлением, Елена Мякишева поделилась секретами, как привить любовь к чтению, Марина Тараканова поразила философскими вопросами и северной харизмой, Елена Халиулина – жизнелюбием и нестандартными вопросами типа «Почему дырки в сыре круглые?», Инна Смирнова – молодостью и настойчивостью в реализации ФГОС.Среди учителей Красноярского края были абсолютные победители краевого конкурса разных лет: Оксана Зраева, представившая прием формирования нового понятия в начальной школе, Владислав Галимов, задействовавший в качестве модели клетки на уроке… детей, Ирина Туенок, организующая замечательные групповые образовательные игры для взрослых уже второй год подряд, Светлана Бордукова, мой кумир в методическом плане, Сергей Пикалов, влюбленный в участников своей беседы «у костра», Валерий Власов, победивший в краевом студенческом конкурсе «Учитель, которого ждут» и работающий в школе с удовольствием. А еще одним из наших экспертов была заместитель председателя Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Наталья Савченко. Хочется всех перечислить, кто посвятил свое время нашей региональной школе «Учитель года Красноярского края», их имена, кстати, можно найти на сайте школы schoolug.jimdo.com.Особо отмечу, что на второй школе мы с радостью обнаружили результаты первой: наши бывшие слушатели Наталья Шваркова и Светлана Худышкина стали победителями краевого конкурса и приехали в этом году уже давать уроки. Аня Ефимкина, модератор прошлого года, воодушевленная нашим примером, создала межрайонную школу совершенствования профессионального опыта, Светлана Погарская, студентка второго курса, после работы в первой региональной школе стала победителем WorldSkills Russia, обладателем медальона «За превосходство в профессионализме» по стандартам WorldSkills. Надеюсь, что все это не совпадения, а закономерный эффект работы региональной школы.Могу с чистой совестью сказать Владимиру Нодаровичу, что мы постарались соблюдать интенсивный режим школы «Учитель года». Это когда утром – уроки, в обед – мастер-классы, вечером – образовательная игра или экскурсия. Немногие справились с напряженным ритмом работы, но останавливаться мы не собираемся. Я всегда удивляюсь, как при бешеном пульсе экспедиции на подготовку к научной конференции достаточно двух дней, а к межрегиональному концерту – пары часов. В размеренном ритме будней учителя такие мероприятия готовят неделями, а то и месяцами.Я была счастлива, когда произносила со сцены ваше имя, Владимир Нодарович. Мне до сих пор не верится, что мы смогли воплотить мечту в жизнь. Но это не значит, что, воплотившись, она перестала существовать. Мечта растет, тревожит меня и моих друзей. И вы, Владимир Нодарович, даете силы ее осуществлять. Спасибо!Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 города Красноярска, учитель года Красноярского края-2013
Комментарии