Я всегда любила театр. С тех пор как мама привела меня, трехлетнюю, на спектакль «Аленький цветочек», чувство восхищения сценой и актерами не покидало меня. Став учителем, часто делала со своими учениками инсценировки и концерты. Но хотелось большего…
Все изменилось, когда двенадцать лет назад я пришла на работу в школу №1534. Здесь никого не удивили мои мечты, потому что к тому моменту Ольга Семеновна Шейнина (ныне директор школы) и руководитель методической службы Юлия Витальевна Морозова уже придумали выездной интеллектуальный лагерь «Параллельные миры», основная идея которого состояла в театрализации происходящего на основе литературной легенды смены. Ученики и учителя переносились на несколько дней в совершенно особый мир, где становились участниками необыкновенных событий. За прошедшие годы мы прошли большой путь – от сценок и капустников до театрального фестиваля, который продолжается два дня, а на третий заканчивается литературным балом. Вы скажете, что во многих школах ученики ставят спектакли – кого этим теперь удивишь… Но где есть учительский театр? А у нас есть!Помню, как мне еще в юности хотелось взять в руки вместо указки волшебную палочку или шпагу. В школе №1534 эти мечты воплотились в реальность. За последние годы сложился дружный коллектив; начав с небольших постановок, мы подготовили пять спектаклей, которые показывали на открытии детского театрального фестиваля. Первым стал спектакль «Обыкновенное чудо» по пьесе Е.Шварца. Волшебника сыграл учитель географии А.Б.Самойлов, короля – охранник школы С.В.Шаргу, принцессу – учитель русского языка и литературы Ю.А.Конышкова, медведя – учитель физкультуры И.А.Чириков. Заместитель директора Т.В.Инсарова стала первой дамой королевского двора, хозяином гостиницы – учитель физкультуры А.П.Паршин. Ну а я сама сыграла хозяйку. Режиссером спектакля стала Ю.В.Морозова. Это был наш первый большой спектакль, который понравился всем, помог детям по-новому увидеть своих учителей, и можно сказать, что в Москву из лагеря мы все вернулись немного другими – более дружными и сплоченными. Если урок у тебя ведет волшебник или принцесса, как можно не выучить домашнее задание? Успех обязывает, и мы поняли, что теперь нельзя отступать, опускать планку, каждый раз готовить спектакли нужно на все 100. И мы стараемся! Наша следующая смена прошла под девизом «Весь мир – театр». Ученики готовили к постановке «Ромео и Джульетту», «Собаку на сене», «Труффальдино из Бергамо» и другие пьесы мирового репертуара. А мы, взрослые, показали спектакль по сказке Т.Габбе «Волшебные кольца Альманзора». Вот уж где зрители и актеры получили удовольствие! У нас были уже две принцессы, за благосклонность которых бились на шпагах два принца, коварный пират мешал счастью молодых, но в итоге заветное кольцо и руку принцессы получил скромный садовник. Готовя этот спектакль, наша труппа обогатилась новыми актерами, в нее влились старшая пионерская вожатая Л.А.Синельникова, учитель физики Р.В.Баранов. Это был замечательный спектакль. Дети не могли поверить своим глазам, наблюдая за приключениями героев, ловя каждое слово учителей-актеров. В постановке помогала актриса театра «Содружество актеров Таганки», руководитель детского театрального коллектива М.Акименкова. А вернувшись в Москву, мы выпустили календари с изображением сцен из спектакля, и они еще целый год напоминали нам о радостном времени в лагере.Театральный сезон, посвященный истории нашей Родины, мы назвали «Эпоха славных дел». Детские коллективы ставили спектакли об Иване Сусанине, Петре Первом, о ратных подвигах наших предков. Нам же надо было выбрать такое произведение, которое задавало бы тон всему театральному фестивалю в день открытия. Выбор был непростым, ведь как ответственной за подбор репертуара мне всегда приходится думать и о том, чтобы как можно большее число актеров смогло выйти на сцену. В итоге наш выбор остановился на эпохе Екатерины Великой и за основу нового спектакля мы взяли сценарий любимого многими фильма «Виват, гардемарины!». Заместитель директора по воспитательной работе И.В.Бутенко сыграла Елизавету Петровну, коварную мадам де Помпадур – учитель английского языка Н.В.Лубяко, в гардемаринов перевоплотились учителя истории Е.Н.Храбрый и информатики А.С.Гусев. А когда на сцену в парике и расшитом камзоле выходил Р.В.Баранов в роли российского дипломата, дети с восторгом шептали: «Это мой физик». За поединком шевалье де Брильи (А.Б.Самойлов) и Александра Белова (И.А.Чириков) следили с замиранием сердца. Не зря сцену боя репетировали до двух часов ночи! Она стала кульминацией всего представления. Потом целый год мы с удовольствием рассматривали фотографии с этого и других спектаклей, а многие ребята после возвращения с фестиваля прочитали книги по истории екатерининских времен. Сезон, получивший название «Синяя птица», был посвящен произведениям зарубежной детской литературы. А открылся очередной театральный фестиваль одноименной пьесой М.Метерлинка в исполнении учительского коллектива. Со сцены прозвучали очень важные слова о том, что счастье рядом, за ним не надо далеко ходить, оно в самых простых вещах – в любви родителей к своим детям, в дружбе, в родном доме. На сцене ожили души предметов и животных, они готовы были отдать все ради счастья детей. Это так близко нам, учителям! В наш коллектив органично влились преподаватели физкультуры Т.Е.Тиханович (мать), химии Е.В.Шимков (душа сахара), информатики М.А.Шохирева (душа воды), математики Н.А.Полюбезова (фея) и журналист В.В.Иванова (внучка феи), выпускница нашей школы. В постановке спектакля незаменимую помощь оказала руководитель детского театрального коллектива А.Кузнецова.И снова очередной сезон! С названием, к которому просто нельзя остаться равнодушным: «Жизнь прекрасна»! Эти слова бессмертного героя И.Ильфа и Е.Петрова из романа «Золотой теленок» задали тон всему театральному фестивалю, в основу которого были положены литературные произведения 20-30-х годов XX века. Ребята ставили произведения М.Булгакова, А.Аверченко, М.Зощенко, А.Грина, В.Маяковского и многих других. Двадцать постановок увидели мы за два дня. Прекрасная мотивация к прочтению произведений, не входящих в школьную программу! А что же учителя?Ну конечно, мы выбрали культовое произведение тех лет и подготовили спектакль по роману «Двенадцать стульев». Наш Остап в исполнении Р.В.Баранова был феерически остроумен, красив и элегантен. И.В.Бутенко в роли мадам Грицацуевой бесподобно танцевала и сорвала аплодисменты зала. К нашему уже устоявшемуся коллективу присоединились учителя русского языка и литературы О.А.Товстыко (мадам Петухова) и Я.В.Лермонтов (прохожий, шахматист), музыки Ю.В.Семеникова (ведущая) и математики И.А.Осколкова (ведущая) и А.Л.Фукс, который был неподражаем в роли аукциониста. Спектакль оценили не только ученики, но и выпускники, которые внимательно следят за происходящим в лагере по трансляции в соцсетях. Встречая меня в августе, коллеги первым делом спрашивают, что будем ставить в новом году. Ученики внимательно изучают список произведений, чтобы выбрать любимое, одно из тех, что сформировало нас, что заставляло плакать и смеяться, узнавать вселенную детства. Ведь в фокусе нового сезона детская литература. И работа уже кипит. Мой рассказ будет неполным, если я не скажу еще об одном важном увлечении, объединяющем детей и взрослых в нашей школе. И не менее любимом, чем театр. Это, конечно же, литературный бал, который является прекрасным завершением театрального фестиваля. За эти годы мы стали участниками венецианского карнавала, танцевали на балу у Трех толстяков, кружились в вальсе с Наташей Ростовой, помогали Щелкунчику победить Крысиного короля, исполняли с веерами китайский танец. Для этого не жаль нескольких месяцев на репетиции с хореографами. Общие увлечения сплачивают коллектив и дают возможность увидеть друг друга по-новому, раскрыться с совсем неожиданной стороны. Значит, интереснее будет жизнь в школе. Елена АНТОНОВА, учитель русского языка и литературы, руководитель инновационной лаборатории «PROчтение» школы №1534
Комментарии