search
main
0

Мечтать не вредно. В Могойтуй на Черемушки

«Возникновение населенного пункта Могойтуй (от бурятского «могой» – «змея», «туй» («той») – «принадлежность к местности») связано со строительством Маньчжурской ветки Забайкальской железной дороги… По данным переписи 1910 г., на станции Могойтуй было 119 жителей… Сегодня Могойтуй – крупный поселок. Здесь две средние школы, педагогическое училище №23, филиал Восточно-Сибирского государственного университета…» Я сижу в гостиничном номере и читаю путеводитель по Агинскому Бурятскому автономному округу, изданный в популярной серии «Ле пти фюте». В качестве достопримечательностей сюда включены детский сад «Багульник» поселка Агинское, Детская школа искусств. Ловлю себя на мысли, что стоило бы добавить еще несколько учебных учреждений, хотя бы агинскую культурологическую школу №1 с востоковедческим направлением или могойтуйскую школу №2, которая в этом году вошла в десятку лучших в России.

Юрий Батоцыренович Шагдаров был назначен директором этой школы в 1992 году. Окончил истфак в Иркутске и, отказавшись от соблазнительных предложений (пойти на работу в райком партии с перспективой стать секретарем), ушел в педагогику. Ушел целиком и полностью.

– Для директора важны две вещи: чтобы он любил школу и чтобы у него была мечта. Некая идея, которую он хотел бы воплотить. Я почему-то всегда мечтал, что построю свою школу, в которой реализую все свои идеи и мечты, то, что я когда-то недополучил. Я из учительской среды, отец и мать у меня учителя. Мой выбор был однозначен. Четыре года строилась эта школа, но я получил возможность воплотить все свои идеи. Вспоминаю первое совещание учителей. Стоит одна голая коробка, кругом строительный мусор. А я говорю: «Вот здесь будет фонтан, здесь – то, здесь – это…» Смешно было…

Рядом со школой стоял кинотеатр, превращенный в рынок, и медленно разрушался. Директор обратился к администрации округа с просьбой передать его школе. Теперь в этом здании расположились мастерские, зал хореографии и актовый зал. Школа сейчас имеет возможность изготовлять мебель и наглядные пособия. Юрию Шагдарову удалось получить еще несколько недостроенных, брошенных зданий. В одном разместился информационный центр, в другом адаптивная школа для первых-вторых классов. Таким образом, благодаря инициативе и хозяйской хватке директора, налаженным контактам с местными властями в Могойтуе возникла настоящая школа-комплекс. Пустовавшие ранее объекты, расположенные около школы, теперь, выражаясь языком официальным, «несут социально-воспитательную функцию».

– Наша школа получила признание на конкурсе потому, что мы сумели здесь создать оптимальные условия для развития ребенка, – говорит Юрий Шагдаров. – Это мы ставим во главу угла.

Мы идем по школьным этажам, останавливаемся возле музея. Юрий Батоцыренович продолжает:

– У нас при школе работают экспедиции – этнографическая, археологическая, палеонтологическая. Ребятами на базе привезенного ими материала был создан этот музей. Экспедиции проводятся в основном по Агинскому округу. Это огромный шаг к тому, чтобы реализовать свои возможности. С ребятами работают рядом ученые. Наверное, я, как историк, им надоел. А тут приезжает доктор геолого-минералогических наук София Михайловна Синица, ведущий палеонтолог страны. Проводит занятия, помогает обрабатывать материалы, ведет лекции у костра. Это и отдых, и получение знаний, и для кого-то предпрофильная подготовка.

Многие экспонаты музея посвящены выдающимся землякам. Один из уголков – железнодорожной станции Могойтуй. В другом представлен старинный быт. В третьем – животный мир, здесь чучела кота-манула, кабана, лося, рыси, зайца. Все сделано школьниками, занимающимися в таксидермическом кружке. Тут же старинные мушкеты и кандалы – декабристское прошлое края.

Тот небольшой район поселка, где расположена школа №2, будет называться Черемушками. Такое название он получил недавно. Школа организовала конкурс и это название победило. Возле школьных корпусов посажены маленькие деревца черемухи. Юрий Батоцыренович создал здесь особый мир, особую школьную вселенную.

– У нас в округе реализована программа компьютеризации. – рассказывает Бальжит Дамбаева, председатель Комитета образования администрации Агинского Бурятского автономного округа. – Сегодня на один компьютер приходится 21 ученик. Очень сильно развита работа над содержанием образования, это введение новых программ, это переход на новые учебники, к 2000 году завершили переход на концентр и осуществили широкое применение новых технологий (личностно-ориентированная педагогика, развивающее обучение, компетентностные подходы). Все это – сильная сторона наших учителей. Над этим работают и институт повышения квалификации, и комитет образования, и методические службы. Уровень профессионализма учителя высок. Что касается работы над обновлением содержания образования, у нас каждый учитель составляет образовательно-учебную программу по предмету. Учитель умеет проектировать свою деятельность на год вперед в содержательном плане: какого ученика на какой уровень вывести к концу года. Мы развиваем сеть экспериментальных площадок. Результат могойтуйской школы №2 – это результат экспериментального движения.

…Мне остается еще добавить, что Балжима Амагаланова, учительница русского языка и литературы, представлявшая округ на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2005», работает во второй школе Могойтуя.

Во дворе школы стоит символический корабль. Когда на его мачте поднимается большой парус, это значит, что отсюда снова уходят ребята, очередные выпускники. У каждого класса свой парус. У каждого выпускника своя судьба. Может, кто-то из них тоже создаст свою школу. Была бы мечта…

пос. Могойтуй, Агинский Бурятский автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте