Сейчас рассматриваются различные сценарии работы учреждений дополнительного образования в новом учебном году. Комитет по образованию Санкт-Петербурга не исключает комбинированные форматы обучения, включая очный с элементами дистанционного. На мой взгляд, это более приемлемый вариант, чем работа полностью в удаленном формате, но все-таки нежелательный.
Впервые новый учебный год ждут с таким нетерпением все – педагоги, дети, родители. Кажется, с последнего настоящего занятия прошла целая вечность. В хоровом классе тишина. Здесь давно не звучат детские голоса.
Забыта атмосфера живого творчества и общения. Я бы сказала, что окончание необычного учебного года было плачевным. Ожидания не сбылись, чувства завершенности и результатов обучения не было. Только пустота, отчаяние и смешанные чувства к бездушному экрану компьютера. Поскольку воспитанники заканчивали школьную программу онлайн, на дополнительное образование у многих уже не оставалось ни сил, ни желания. Какая тут могла быть радость творчества? Как ни старались педагоги – хореографы, музыканты – хотя бы сохранить то, что уже было дано детям, какие условия ни придумывали, какие формы ни внедряли, мало что сработало. Потому что нельзя по Интернету научить ребенка творить, фантазировать, выражать себя в движении или пении. Кроме того, такое обучение может быть травмоопасно без надлежащего контроля со стороны педагога.
В условиях карантина даже привычные конкурсы проходили в онлайн-формате.
Понятно, что это было сделано, чтобы творческая жизнь хоть как-то продолжалась, чтобы сохранить интерес всех, для кого конкурс – важная часть учебного процесса. Я со своим хоровым коллективом тоже приняла участие в подобном конкурсе, и мы даже завоевали призовое первое место. Но… не было атмосферы подготовки, волнения, духа соревнования. Уровень юных воспитанников не вырос, как это обычно бывает при подготовке к конкурсам. И лишены мы были самого главного – выступления на сцене. Наверное, отсюда отсутствие чувства победы и радости.
К сожалению, и это нельзя отрицать, у всех творческих коллективов сейчас произошел некоторый спад профессионального уровня. Потребуется время на восстановление навыков, приведение аппарата в концертную форму. Конечно, со временем (правда, никто не может предсказать, сколько уйдет дней, месяцев на то, чтобы «вспомнить все») можно все вернуть в норму, но только в тесном контакте педагогов и учеников.
Мне думается, что опыт дистанционного обучения в дополнительном образовании, особенно в творческих направлениях, можно назвать печальным. Сегодня остается только надеяться на то, что дети с радостью вернутся в коллективы, снова почувствуют себя уверенными и творчески свободными. Мы для этого сделаем все возможное. Главное – вернуть живое общение детей и их наставников.
Юлия ГРЕБЕНЩИКОВА, руководитель детского хора центра внешкольной работы Калининского района «Академический», Санкт-Петербург
Комментарии