Система образования города Оренбурга может гордиться многими достижениями, однако Нина Гордеева – начальник управления образования – не из тех, кто любит почивать на лаврах. Наверное, поэтому наш разговор начался не с перечисления заслуг и успехов. Нина Алексеевна поделилась проблемами, решением которых администрация Оренбурга занимается последние два года, и перспективными задачами, которые ставят перед собой сотрудники руководимого ею ведомства.
– Одна из самых главных проблем на сегодняшний день – обеспечение доступности дошкольного образования. Особенно остро мы столкнулись с нехваткой мест в детских садах в последние три года, так как после долгого спада в нашем регионе, как и в целом по России, начался всплеск рождаемости. Совместно с администрацией города мы начали разрабатывать программу обеспечения дошкольников местами в детских садах. Должна признать, что работа над ней шла нелегко. Предстояло много финансовых затрат, причем не только на строительство и ввод в эксплуатацию новых помещений. Еще большей проблемой представлялся возврат перепрофилированных дошкольных учреждений в систему образования. На сегодняшний день нашей программе полтора года, и уже в прошлом году мы ввели в эксплуатацию дополнительно 680 мест. – Нина Алексеевна, с чего вы начинали?- Вначале мы объехали все здания, которые когда-то использовались под детские сады, изучили, кто в них находится в настоящее время, где наиболее безболезненно можно их забрать. Так как часть зданий была передана в свое время управлению социальной защиты и созданные на их базе учреждения востребованы людьми (многие из них находятся в сложной жизненной ситуации), их было решено оставить. Чтобы вернуть остальные, предстояло много поработать. Тем не менее за год, с мая 2011 по май 2012 года, нам удалось вернуть в систему 6 детских садов. Старые здания полностью реконструировали, сделали там капитальный ремонт. Параллельно ввели 10 дополнительных групп в действующих детсадах. После этого мы посчитали по деньгам и поняли, что затраты на одного ребенка в садах, которые возвращаются в систему, значительно выше, чем в группах, которые мы открываем в уже действующих садиках. Поэтому мы решили провести ревизию во всех функционирующих детсадах. В период, когда рождаемость снизилась, далеко не все помещения были востребованы. В неиспользованных помещениях открывались всевозможные студии, залы, кабинеты. Так вот когда мы посчитали, что около 300 тысяч стоит одно место в «возвращенном» детском саду, а в действующем детсаду такое же место обойдется всего за 35 тысяч, было принято решение о создании дополнительных групп. К настоящему моменту мы открыли уже 26 групп – и одно место нам обошлось в 31 тысячу. Еще 9 групп сейчас находятся в процессе подготовки к вводу. Таким образом, нам удалось сократить очереди в детсады: в прошлом году у нас было 74 процента обеспеченности, в этом – уже 78. Сейчас мы готовим документы для реконструкции еще 4 детских садов, причем они обойдутся нам еще дешевле. При расчетах и проектировании мы учли все ошибки. Опыт, безусловно, учит. Дело в том, что проектная документация – достаточно сложный материал: необходимо учитывать множество составляющих. – Это первые шаги, весьма результативные, но все-таки радикально проблему не решающие. Что вы собираетесь предпринимать дальше?- Конечно, работа продолжится. Мы провели ревизию городских школ и в тех, которые недогружены, собираемся открывать группы для шестилеток. Одну группу в школе, территориально находящейся в пригороде, но относящейся к нашей городской системе, мы уже открыли. В ближайшее время откроем аналогичные группы в действующих городских школах. Одним словом, мы стараемся там, где есть возможность, использовать площади более рационально. Конечно, хорошо, когда в начальной школе есть отдельная комната для сна и отдельный игровой кабинет, но мы решили, что неправильно будет, если при этом мамам некуда деть детей. Тем более что перестройка под детский сад – дело не очень дорогостоящее. Самое главное, что это обратимый процесс. При необходимости группы можно переделать под учебные классы, из игровой нетрудно сделать учебный кабинет. Школе не помешает более красивая комната, сделанная под спальню, нелишним будет дополнительный санузел.- А как в школах будет организовано питание дошколят? – Вопрос организации питания был самым сложным, так как дошкольники питаются по-другому, у них другие нормы. Но и здесь мы нашли компромисс, поскольку речь все-таки идет о шестилетках. Их питание по нормативам очень близко к питанию детей 1-2-х классов.- Есть ли уже какой-то общественный резонанс результатов проведенной работы?- Да, и о нем следует сказать особо. Два месяца назад мы открыли портал детсадов. Его создание – дело сложное, и до того момента, когда портал заработает в полную силу, должно пройти время, поэтому специально мы его не рекламировали. Было очень приятно, что люди сами находили его и оставляли свои отзывы. Многие из посетителей были удивлены тем, сколько у нас в городе детсадов и какие они все разные. О каждом из них желающие могли получить информацию. – У вас уже есть электронная очередь? – Пока нет. Мы готовы были на уровне города сделать электронную очередь, но наши региональные власти решили организовать ее на уровне области. Министерство образования уже готовит эту программу. – Не могу не спросить, как население Оренбурга восприняло новый закон о преимущественном праве зачисления в школы по месту жительства? – Да, в этом году было очень жестко. Мы боялись, что будет всплеск недовольства, как произошло в прошлом году в Москве, однако нам удалось этого избежать. Единственное, что пришлось сделать, – в наиболее востребованных школах, лицеях и гимназиях набрать в первые классы чуть больше детей. До 1 августа мы набирали по микрорайону, а позже там, где заявлений было много, открывали дополнительные классы. Таким образом, на 1 сентября у нас никаких обращений и жалоб не было. Сейчас мы строим новые школы в микрорайонах. Проблема в том, что некоторые микрорайоны уже заселены, а школы пока не готовы. Детям приходится ездить в школы ближайших районов. Но мы не оставили их без внимания – организовали автобусные маршруты. – А что будет с педагогами этого лицея, когда заработают новые школы? Они не останутся безработными? – Какая-то часть школьников захочет учиться поближе к дому, думаю, что и некоторые учителя тоже уйдут в новые коллективы. Хотя мы уже готовимся к тому, что кадровая проблема будет очень серьезной. Мы уже начали ее решать. Например, мамам, имеющим педагогическое образование, мы предлагали место в детсаду с условием, что они поработают какое-то время в системе образования. Были, конечно, такие, кто обещал, устраивал ребенка и уходил. Но все-таки мы надеемся на порядочность. В новых микрорайонах мы строим два детсада. Их заведующие уже набирают персонал. То же самое будет и со строящейся школой. Но это вопрос уже 2014 года. – Новое поколение растет не очень здоровое. Поэтому нужно наращивать психолого-педагогическое сопровождение, не сокращать ставки психологов и логопедов, а увеличивать их. Как этот вопрос решается у вас? – Конечно, достаточно сложно с нашим финансированием замахиваться на дополнительные ставки. Но часто причина даже не в отсутствии ставки, а в отсутствии человека. Во всех наших школах есть социальные педагоги. Есть педагоги-логопеды, они работают в начальных классах. Конечно, очень важно, чтобы в школе был психолог, и лучше, если не один. Кое-где имеются даже два психолога. – И вы не призываете, как в некоторых регионах, сокращать специалистов, не ведущих уроки? – Нет, мы рекомендуем сокращать управленческий штат. Соблюдать соотношение 30 (управленцы) и 70 (педагоги) и, учитывая, что психологи входят в первую категорию, ни в коем случае не ставить вопрос об их сокращении. – Готовит ли ваш педагогический вуз дефектологов? – Отдельного факультета нет. В Оренбурге был филиал столичного вуза, который дефектологов готовил. Но эти специалисты неохотно шли в школы. Они имеют возможность заработать на индивидуальных занятиях, в специализированных организациях. – Есть ли у вас негосударственные образовательные учреждения? И если да, то как вы с ними взаимодействуете?- Да, у нас две частные школы и третья на подходе, она пока еще не получила лицензию. Кроме того, есть негосударственная православная гимназия и еврейская негосударственная школа. Эти 4 школы работают давно и успешно. У одной школы нет аккредитации, то есть она не может проводить экзамены, но у нас с ними договор: дети приходят к нам в государственную школу и сдают экзамены у нас. – Как к ним относится население? – Хорошо. Они занимают свою нишу, поэтому прекрасно вписываются в систему образования города. В частные школы нередко уходят дети, которым сложно в большом коллективе. В маленьких школах они получают хорошее образование, участвуют в олимпиадах и даже побеждают. Для нас это большое подспорье. В негосударственных школах успешно занимаются даже детьми с синдромом Дауна. Занимаются индивидуально. И это замечательно, потому что в обычной школе мы бы этого не осилили. Хорошие отношения сложились у нас и с религиозными школами, они так же, как и все остальные общеобразовательные учреждения, сдают экзамены и участвуют в городских мероприятиях. Частных детсадов у нас пока нет. Один садик готовится к открытию, но дело это оказалось гораздо сложнее, чем представлялось вначале: сложно удовлетворить требования многочисленных надзорных органов. Семейных детских садов у нас тоже пока нет, их создание в планах. Еще в самых ближайших планах перестройка работы самого управления образования. Время меняется, и мы должны пересмотреть множество вопросов для того, чтобы работа велась более эффективно. Очень хочется не потерять систему дополнительного образования. Она сейчас переходит во внеурочную систему, и это не очень хорошо. Мы будем продолжать развивать спортивное направление. – Нина Алексеевна, чего вам не хватает для счастья, для более результативной работы?- Не хватает стабильности. Хочется каждое дело продумывать и доводить до конца. Поэтому мечтаем не о застое, а о стабильности. Оренбург
Комментарии