search
main
0

«Мечта» – твоя мечта. или На селе нужны «многопрофильники»

В старинном городе Соликамске есть чему удивляться. Музей соли – уникальный, единственный в России (когда-то 75 процентов всей российской соли добывали именно в этих местах). Ансамбль церквей рубежа XVII – XVIII веков. Несмотря на сложные климатические условия, существует здесь свой ботанический сад. Конечно, все это культурное богатство обладает большим образовательно-воспитательным потенциалом.

Педагогический институт в Соликамске образовался в 1991 году. На самом «излете» перестройки, как говорится. Пермская область имеет два педагогических вуза, и соликамский работает преимущественно на достаточно отдаленные районы – Соликамский, Усольский, Чердынский, Красновишерский и Коми-Пермяцкий автономный округ. Вуз ориентируется на сельскую школу, и это определяет его лицо.

А сельская школа – школа особая. Раз так, то и подготовка учителя должна учитывать специфику села. Ректор института Ирина Дмитриевна КОШКИНА рассказывает о том, как организована здесь подготовка студентов.

– Особенность подготовки учителя в нашем вузе состоит в том, что мы учитываем специфику именно сельской малокомплектной школы. Набрать количество часов по одной дисциплине на ставку в сельской школе сложно. Выход был подсказан заказчиками – управлениями образования районов. Они предложили нам продумать возможность получения дополнительного образования. Учебно-методическое объединение института разработало вариант учебного плана, где кроме основной специальности студент может получить специализацию по выбору. Уникальность учебного плана состоит в том, что, не нарушая комплекс, требующийся для получения основной специальности, мы используем общее количество часов углубленной специализации. У нас выходят студенты-«многопрофильники». А так как у выпускника «на руках» еще две специализации и хорошая базовая подготовка, то школа приобретает человека, который может вести несколько дисциплин. Например, по основному базовому это учитель математики, но он может преподавать физику и информатику в среднем звене. Или, например, учитель русского языка по основной специальности, а специализация – историк в среднем звене. Социальный педагог кроме основной специальности получает специализацию по психологии. Психологи – по социальной педагогике. Учитель иностранного языка может работать как в высшем звене, так и в дошкольном образовательном учреждении. Педагог дошкольного воспитания может вести английский и немецкий в школе. Учитель начальных классов в зависимости от того, какую специализацию он выбрал, может вести и математику, и историю, и информатику. Ведется подготовка студентов и для работы в профильных классах.

Такой выпускник востребован. Мы учитываем пожелания заказчиков, которые прописываются в трехстороннем договоре (вуз – управление образования – студент). Вуз готовит учителя для села, управление образования предоставляет места для проведения педагогических практик, выплачивает дополнительную стипендию, берет на себя обязательства по обеспечению работой после окончания вуза, студент выбирает специализацию (или две), учится и знает, что его ждут в родном районе.

Поэтому распределение, а оно в нашем институте сохранилось, только подтверждает контракт, позволяет уточнить количество часов, решить проблему с жильем, т.е. практически идет заключение контракта между администрацией района и молодым специалистом.

…Для закрепления студента в сельской школе используются различные подходы – это и прохождение педагогических практик в тех школах, где впоследствии будут работать выпускники; это тематика выпускных квалификационных работ, которые посвящены проблемам сельской школы, с обязательным методическим приложением. Лучшие дипломные работы и приложения публикуются отдельными сборниками по специальностям (в институте есть своя типография). Это постоянное внимание со стороны заказчиков: помощь студентам в ходе учебы (транспорт, чтобы уехать домой на каникулы, продукты, благоустройство комнат в общежитиях). Конечно, финансовые возможности районов разные, но дорог не подарок – дорого внимание.

В институте обучаются на очном отделении около тысячи студентов, более половины – это выпускники сельских школ. На заочном отделении – в основном учителя сельских школ, которые имеют базовое среднее профессиональное образование.

Ирина Дмитриевна рассказывает о системе работы со студентами во внеурочное время.

– У нас (кроме обычного студенческого клуба со всевозможными секциями – спортивными, танцевальными и т.д.) действует особая структура – студенческий педагогический отряд «Мечта». Он создавался для работы в городе. Постепенно стали работать на всю область. Отряд занимается подготовкой студентов к работе в школе. Педагогический отряд занимается патронажем детских домов, работой в школах, с трудными подростками, работой в летних и зимних лагерях отдыха с детьми и адаптацией абитуриентов к студенческой жизни.

В конце сентября для первокурсников проходят «учебные сборы». Их знакомят с институтом. К кому и зачем нужно обращаться, что представляет собой сессия и т.п. Словом, элементарное знакомство со студенческой жизнью. В День учителя – традиционное посвящение в студенты. Тут первокурсники должны показать свои способности и таланты. Ведущими выступают студенты пятого курса. Они рассказывают о студенческой жизни в течение пяти лет. Затем каждый курс представляет свою «картинку» – выступление. А потом приходит очередь первокурсников, они показывают себя. Мы их не ограничиваем в выборе. Это могут быть танцевальные номера, сценки, капустники. Все, что хотите. Главная задача – как можно ярче и полнее показать свои способности.

Подобные сборы проходят во время «пассивной практики» (1-2-й курсы). Перед летней педагогической практикой начинаются «летние учебные сборы» – это своеобразная подготовка к работе в оздоровительных лагерях для школьников. Получается, что каждый курс – это очередной «порожек» к освоению профессии педагога-воспитателя, педагога-организатора.

На пятом курсе проходит конкурс педагогического мастерства. Конкурс идет сначала внутри факультета. По два человека от факультета попадают на общеинститутский конкурс. Их оценивают три жюри: наши преподаватели (студенты помимо своего умения петь и танцевать должны показать и свой профессионализм – ответить на вопросы педагогов по дисциплинам, психологов), второе жюри – директора школ, которые оценивают их профпригодность и умение общаться с аудиторией, и третье жюри – школьники с первого класса по десятый. Зачастую мнения совпадают – три разные комиссии дают одинаковые оценки. Но был случай, когда победил студент, а никто не предполагал, что он выйдет в лидеры. Преподавательское жюри выставило одни баллы, директора – другие (чуть выше), а дети заявили – он и только он. И в среднем он набрал самый высокий балл. Детей не обманешь. Пять-шесть конкурсов позволяют показать студентам свой профессионализм, педагогические знания, умение себя преподнести (визитная карточка – пой, танцуй, рисуй), решать психологические проблемы, и есть конкурс, предполагающий умение работать в команде. В результате победитель конкурса педагогического мастерства – общепризнанный педагог. Все это проводится помимо традиционных студенческих капустников, Татьяниного дня, прощальных звонков, КВН и т.п. Любимый праздник – «Последний звонок». Участвуют студенты всех курсов, педагоги кафедр. Тон задают выпускники. Уже более шести лет идет негласное соревнование, чей «последний» звонок лучше.

Эта внеучебная работа направлена в первую очередь на воспитание будущего педагога, всех необходимых для него качеств, чтобы он мог выйти из любой ситуации, которая может сложиться в школе.

Можно ли по тестированию (ЕГЭ) принимать в педвуз? Знания есть, а абитуриент – не педагог. Наш разговор с Ириной Дмитриевной коснулся и этой важной темы.

– Кроме зачисления по ЕГЭ, в педагогических вузах надо ввести, как и в творческих вузах, собеседование. Оно должно выявить профпригодность абитуриента. Может ли он отдать себя служению детям. Вы ведь знаете, что педагогическая профессия зачастую не так красива, как ее можно преподнести.

– Каковы, на ваш взгляд, минусы ЕГЭ?

– Главный, на мой взгляд, минус – отсутствие общения с будущим педагогом. Он может правильно ответить на вопросы ЕГЭ, но у него нет желания быть учителем. С другой стороны, он растерялся, плохо себя чувствовал, а исправить результат уже нельзя, а в итоге – был лидером, имеет талант общения с детьми, а результат ЕГЭ оставил его за порогом вуза. Важно проверить не только его знания, но и его желание быть учителем. При поступлении в педвуз нужны какие-то особые испытания – правильно ли выпускник школы сориентировался, что пошел именно в педагогический вуз. Это позволило бы и нам более качественно производить отбор абитуриентов, и самим абитуриентам более четко определиться в правильности выбора.

Соликамский пединститут арендует часть школьного здания в селе Тахтуево для студентов заочного отделения. В отличие от многих педвузов здесь и на заочном отделении предусмотрена практика. Многое говорится об интеграции школы и вуза, вот пример очень тесного сотрудничества. Каждый год выпускники тахтуевской, тюлькинской (в поселке Тюлькино на берегу Камы мне тоже случилось побывать), других сел поступают в Соликамский государственный педагогический институт. Учатся. Возвращаются. По пословице – где родился, там и пригодился.

Соликамск, Пермская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте