search
main
0

Мечта сбудется. Ведомственные детские сады возродятся на новом уровне

Эта история началась тогда, когда первый заместитель мэра в правительстве Москвы и давний друг «Учительской газеты» Людмила Швецова, участвуя в конференции ЮНЕСКО, увидела в здании этого почтенного учреждения… детский сад для сотрудников. Сначала было удивление, затем идея – организовать такой детский сад в столичной мэрии. Согласитесь, идея поначалу воспринимается странно, ведь нынче столько разговоров о том, что различные организации не только закрыли свои детские сады, но даже продали или перепрофилировали здания. Но после размышлений приходишь к выводу, что предложение (и реальный пример) создать корпоративный детский сад может стать первым шагом от очередей к всеобщему дошкольному образованию.

Совсем недавно было сложно представить, что вы открываете одну из школьных дверей, переступаете через порог и оказываетесь в обычном детском саду. Президент РФ Дмитрий Медведев побывал в одной из школ и, такой реальный порог там перешагнув, был приятно удивлен преемственной связью, которую обеспечивают дошкольные отделения при школе. Сегодня пока трудно представить, что такую дверь можно открыть в заводском цеху, в конструкторском бюро или даже в крупном торговом холдинге, ведь государственная школа может отдать свои помещения государственному детскому саду, иное дело – фирма, учреждение или организация. Отдать что-то чужому дяде или дитяте для них нынче не по-рыночному. И все же идея открыть детский сад на площади этих уважаемых заведений уже постепенно овладевает массами, и, вполне возможно, для их работников ее реализация может стать самым мощным социальным стимулом для качественной, добросовестной и долговременной работы. Сегодня в Москве по части реализации этой идеи лидирует мэрия, но в колонне энтузиастов уже насчитывается немало вполне серьезных вузов, НИИ и даже промышленных предприятий.

Очереди в детские сады – не секрет. От нехватки мест в детских садах страдают граждане во всех регионах, возникают даже родительские бунты с лозунгом «Каждому ребенку – качественное, доступное дошкольное образование». Политики на волне таких бунтов стараются сделать соответствующий пиар с прицелом на грядущие выборы. Но по существу и по делу общество мало что предлагает для решения проблемы нехватки детских садов. Сегодня реализовано много педагогических идей – и группы кратковременного пребывания, и семейные детские сады, и центры игровой поддержки. Идеи хорошие, но имеют один существенный недостаток – они немногочисленны и реально не уменьшают очередь в детские сады так кардинально, как это требуется. Недавно появился партийный проект «Детский сад – детям», авторы которого ратуют за развитие частного дошкольного образования, но это проект не для всех, а для состоятельных, так как семьи вынуждены платить от 25 тысяч рублей и выше за месяц пребывания детей в таком саду, а партия за семьи не заплатит, и в выигрыше окажутся, как всегда, состоятельные люди, которые и без того находят, как за свои деньги организовать качественный присмотр. Поэтому нужны новые, современные и радикальные идеи. Парадоксально то, что при всей активности родителей, жаждущих отдать своих детей в дошкольные учреждения, предложений от них поступает мало, а все новые формы – инициатива власть предержащих. Понятно, власть беспокоит то, что нарушается положение Конституции о бесплатном и доступном дошкольном образовании, вот и появляются самые различные идеи. Кстати, при всей остроте проблем в России нет банка идей, которые можно было заимствовать и реализовывать в том или ином регионе, никто этим не занимается. Сегодня чиновники широко рекламируют и распространяют идею выплаты семьям средств, равных стоимости содержания ребенка в детском саду, с тем чтобы мама сидела дома и отдавала все свое время воспитанию дитяти. Но это тоже не решает проблему, ведь в семьях неполных, малообеспеченных и прочих, коих в России великое множество, актуально трудоустройство мам, нуждающихся в материальных средствах на содержание себя и ребенка. На этом фоне идея о корпоративном детском садике может считаться очень современной и очень интересной, хотя, признаюсь, в какой-то мере она пока может показаться экстремальной. Но педагоги-дошкольники уже сегодня считают, что создание корпоративного детского сада – это удачный альтернативный педагогический проект в сфере дошкольного воспитания и образования детей, который могут поддержать широкие слои общества. Правда, чтобы его реализовать, нужно соблюсти некоторые принципиально важные условия.

Первое условие: организация – будь то орган власти, предприятие или учреждение – должна предоставить помещение, отвечающее всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, ведь абы куда детей не поместишь, тем более детей сотрудников; оно должно быть хорошо освещено, находиться не в подвальных, цокольных и чердачных помещениях, оснащено пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения, соответствовать требованиям безопасного пребывания ребенка в учреждении. Второе условие: корпоративный детский сад должен находиться недалеко от государственного детского сада, ведь ему предстоит стать структурным подразделением, или, проще говоря, действующим филиалом этого ДОУ. Почему – скажу чуть позже. Третье условие: организация должна купить оборудование, предоставить мебель, мягкий инвентарь, посуду и моющие средства, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для учебных целей в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03, оплачивать коммунальные расходы за пользование общей площадью, на которой расположится корпоративный детский сад. Тут нет ничего сверхъестественного, например, крупные фирмы создают корпоративные вузы, скажем, в составе МГУ, строят для них современные здания, оснащают их всем необходимым, не жалея на то средств. Конечно, сегодня пока никто не говорит о строительстве корпоративных детских садов, но на первом этапе справедливо, чтобы организации, их создающие, поделились своими средствами, ведь речь идет о детях их собственных сотрудников. А еще поработали на благо общества: ведь если в корпоративном детском саду окажутся свободные места (а они окажутся – на это есть расчет), то путевки туда выдадут органы управления образованием. То есть комплектование корпоративного детского сада будут производить организация, обеспечив местами детей своих сотрудников, и окружное управление, обеспечив местами и детей, стоящих в очереди. Хотя на первом месте при обеспечении детей дошкольным образованием, конечно, интересы сотрудников, иначе игра не будет стоить свеч. Поэтому одно из самых главных условий – заключение договора между организацией, органом управления образованием (для садика мэрии – Центральное окружное управление образования) и тем детским садом, чьим структурным подразделением станет корпоративный детский сад, договора, в котором будут прописаны все формы взаимодействия.

Московская мэрия нынче под свой корпоративный детский сад отдает все выставочные площади, а это немало. Но и задача-то стоит сложная – охватить дошкольным образованием сотрудников, часть которых стоят в многотысячной очереди в ДОУ, часть которых нанимают частных нянь, услуги которых стоят меньше, чем услуги частных детских садов, но тоже немало. Ноу-хау корпоративного детского сада – возможность для родителей общаться с детьми, если такое желание появится у них, например, в обеденный перерыв. Не знаю, как удастся это устроить, но проект концепции такого детского сада предполагает прописывание в договоре и возможности для родителей-сотрудников стать полноправными участниками процесса развития, воспитания и обучения своего ребенка в течение рабочего дня по предварительной договоренности с педагогами детского сада.

Государственное ДОУ – третья сторона договора – по замыслу возьмет на себя организацию работы корпоративного детского сада, обеспечение его педагогическими кадрами, программами, методической поддержкой, будет безвозмездно предоставлять корпоративному детскому саду для занятий свои спортивные, музыкальные залы и другие помещения.

Варианты режима работы группы корпоративного детского сада могут быть такими:

с 7.00 до 19.00 (12-часовая);

с 7.00 до 21.00 (14-часовая);

группа кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день 5 раз в неделю).

Кстати, при желании организация, предоставляющая площадь для корпоративного детского сада, сможет вводить дополнительные штатные единицы и дополнительные образовательные и оздоровительные программы, которые профинансирует за свой счет, если на то у нее найдутся средства. А если не найдутся, то и реализация государственных программ силами выделенных штатных единиц будет на высоком качественном уровне в соответствии с запросами родителей.

Вот тут нужно наконец сказать, почему еще важно, чтобы корпоративный детский сад был поблизости от государственного. Детей ведь нужно кормить, но на первых порах сомнительно, чтобы организация создала для корпоративного детского сада свой пищеблок. Поэтому, например, первые такие детские сады будут получать питание, доставляемое из государственного ДОУ.

Никто не говорит, что задача создания корпоративного детского сада легка и проста для всех участников договора. Но если организация должна решить чисто материальные и финансовые проблемы, что, скажем, для такой мощной организации, как столичная мэрия, не так-то и сложно, то государственному детскому саду, взявшему корпоративный под свое крыло, нужно будет решить много чисто педагогических и методических задач.

Что такое нормальная фирма? Японцы считают, что она должна быть своеобразной семьей. Но в настоящей семье воспитываются дети разного возраста. Нечто похожее возникнет и в корпоративном детском саду, где не будет возможности, как в обычном детском саду, формировать несколько групп для сверстников. Однако работа с разновозрастными группами, как известно, имеет свою специфику – педагоги должны, обучая детей, одновременно использовать программы для 2-3 и даже 4 возрастов, а значит, делить основную группу на несколько приблизительно одновозрастных подгрупп и делать так, чтобы все дети были вовлечены в занятия, не скучали, не отставали от сверстников.

Но тут есть и плюс – практика свидетельствует, что в условиях разновозрастной группы младшие дети развиваются лучше, быстрее, становятся более самостоятельными, быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания. Современный ребенок чаще всего в семье один и первый опыт общения получает в детском саду. Причем в традиционных детских садах ребенок ходит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг общения, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В условиях обычной группы воспитатель вынужден учить детей определенным нормам поведения как с младшими, так и со старшими, а поскольку дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, они плохо их усваивают и, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируются. Иная ситуация возникнет в разновозрастной группе, где много возможностей для воспитания и подготовки к школе. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности.

…Некоторым мечтам свойственно сбываться. Мечта о корпоративном детском садике будет реализована в Москве точно. Можно уже быть уверенным, что, когда в конце сентября в столицу приедут на Всемирную конференцию ЮНЕСКО министры образования и социального обеспечения из 150 стран, чтобы обсудить проблемы дошкольного образования и насладиться опытом московских детских садов, им покажут и совсем юную для России форму такого образования – корпоративный детский сад.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте