В 2010-2011 учебном году учителя 1-х классов нашей школы начали работать по новому государственному стандарту второго поколения. В процессе работы мы убедились, что деятельностная парадигма, лежащая в основе методологии стандарта образования, ведет к новому пониманию основного результата образования – индивидуального прогресса в развитии основных сфер личностного роста через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Работа в рамках ФГОС НОО – предполагает поддержку образовательного процесса в информационной среде, что делает образовательный процесс прозрачным для родителей и дает им возможность связи с учителем при первой же необходимости, а также возможность непосредственного участия в образовательном процессе.Жизнь детей в нашей школе максимально способствует развитию самых разных способностей, при этом учитывая их индивидуальные особенности. Одно из основных направлений развития современного образования в рамках ФГОС НОО – большая степень его индивидуализации, когда мы меньше требуем одного и того же ото всех, но достигаем больше для каждого, а значит, и намного большего для всех вместе.У всех детей без исключения разные возможности, интересы, потребности, здоровье, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Для одних важно услышать, для других увидеть, а третьим необходимо пощупать, потрогать, погладить, попробовать что-то сделать самому… Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания довольно продолжительное время; одному необходимо иногда посидеть в тишине, а для другого одиночество – дискомфортное состояние.Для учащихся начальных классов в нашей школе создана богатая образовательная среда в классных кабинетах, в холлах, в мастерских, в комнатах для научных исследований, во дворе школы.Школа содействует развитию такой среды путем создания на территории слесарных и токарных мастерских; кабинета музыки, где имеются устройства синтеза и ввода музыкальной информации; керамического «заводика»; кабинетов домоводства; естественно-научных лабораторий; собственных фото- и художественных галерей (со сменными экспозициями); видеомедиабиблиотеки; спортивных и танцевальных залов; концертного (театрального) зала; комнат для релаксации; уголков для настольных развивающих игр, для работы с конструкторами с компьютерным управлением; уголков здоровья (тренажеры, массажеры).Учителя зонируют холлы, классы, лаборантские комнаты и другие помещения. Таким образом, решается еще и проблема сохранения здоровья младших школьников, которым по физиологическим потребностям необходима частая смена видов деятельности и слово ПЕРЕМЕНА приобретает другой, нежели только перерыв между уроками, смысл. Во время перемены дети должны иметь свободный доступ к простейшему спортивному инвентарю: тканевым мячам, кеглям, конструктору, развивающим настольным играм.В школе организованы и полифункциональные кабинеты. Например, во второй половине дня класс может превратиться в несколько зон по интересам: место для настольных игр, уголок индивидуальных занятий педагога дополнительного образования с детьми, место отдыха. Причем дети имеют возможность беспрепятственно перемещаться из зоны в зону исходя из собственных желаний. В школе активно используют компьютер с мультимедийным проектором, интерактивные доски, которые позволяют расширить исследовательское поле учащихся. Учителя пользуются электронным оборудованием (например, микроскопом), электронными образовательными ресурсами, сопровождая уроки наглядным и дидактическим материалом. Проектор позволяет демонстрировать всему классу детские сочинения, иллюстрации и другие только что выполненные задания. Зная, что твою работу будут смотреть все, каждому ребенку захочется сделать ее оригинальной, проверить лишний раз, нет ли ошибок.В комнате релаксации можно послушать спокойную музыку, а в спортивном зале можно отчаянно стукнуть по мячу или по «груше», чтобы разрядиться, снять напряжение или, лежа на гимнастическом коврике, избавиться от усталости.Современный урок предусматривает различные виды деятельности, сменяющие друг друга, дети одного класса одновременно могут быть вовлечены в разные виды деятельности. Естественно, это требует особой организации пространства класса начальной школы. Класс в каждый момент урока имеет зоны для различных видов активности, между которыми перемещаются учащиеся, в силу ограниченности пространства оно в классе оказывается трансформируемым, мебель легкая и мобильная.Учитель, формирующий у учеников умение учиться, – лишь организатор, он умело направляет их деятельность, ориентируя на поиск и самостоятельное решение проблемы. Учитель – единомышленник, сотрудник в широком смысле этого слова.Важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса в начальной школе стала внеучебная деятельность, организация которой в игровой форме способствует развитию младшего школьника: хореография, вокал, изобразительное искусство, плавание, театральные игры, конструирование.Правильно организовать жизнь детей в начальной школе -значит создать такую образовательную среду, которая будет соответствовать адекватному личностному, социальному, познавательному и коммуникативному развитию любого ребенка независимо от его способностей.Новые стандарты при грамотном методическом подходе учителя открывают большие перспективы в реализации концепции «Наша новая школа».Наталья РЯБКОВА, директор Центра образования №2030
Комментарии