Вам когда-нибудь предлагали купить бывший загородный лагерь на берегу лесного озера, в живописном месте, да еще с хорошо сохранившимися строениями, уцелевшей инфраструктурой? Не знаю, как кому, а мне время от времени приходят такие предложения. В основном по электронной почте. Хотя их и можно отнести к разряду лестных, точнее, льстящих самолюбию, купить целый лагерь и даже войти с кем-то в долю – это для меня, как и для большинства сограждан, нечто из области фантастики. Поэтому я обычно просто игнорирую подобные письма. Но, получив одно из таких совсем недавно, я все же решила уточнить, что именно предлагают в частные руки. Задала вопрос, и мне тут же пришел ответ: «Берег реки, в собственности 6,4 га и 26 зданий разной степени износа, своя ЛЭП, охрана, приватизация 1997 года». Я позвонила по номеру, указанному в смс, и уточнила, насколько законно проводилась процедура продажи и последующей приватизации. В ответ успокоили: «Не волнуйтесь. Сроки давности уже прошли».
…Плохо, что уже прошли. Известно, что сегодня почти повсеместно муниципалитеты жалеют о том, что в 90-е годы не смогли по бедности или не догадались вследствие недальновидности купить у разорявшихся предприятий, акционировавшихся в срочном порядке, детские лагеря и турбазы. В советское время загородные места отдыха для взрослых и детей были почти у каждого предприятия, объединения и профсоюза. В 90-е новым хозяевам-акционерам стало не до лагерей, они торопились избавиться от ненужного балласта. О будущем никто не думал – в эпоху первоначального накопления капитала социальная сфера выходит из круга первоочередных проблем, задвигается на задний план. Вот ее и задвинули. Содержать лагеря было дорого и невыгодно, проще было продать за копейки и забыть. В некоторых предприятиях часть акционеров (бывшие начальники) просто поделили между собой все заводское имущество, в которое попали и лагеря. Использовать их по назначению никто не собирался: слишком дорого. Поэтому в конце девяностых – это время у многих свежо в памяти – курортные пригороды больших и малых городов стояли разграбленными и опустошенными, как после войны. Они представляли собой руины. Там, где новые хозяева не позаботились о заборе и охране, лагеря и базы отдыха просто хищнически разграблялись предприимчивыми местными жителями.Муниципалитеты, которые в то зыбкое время нашли возможность взять лагеря на свой баланс и худо-бедно поддерживать их инфраструктуру, пусть даже в законсервированном виде, не используя по назначению, могут гордиться дальновидностью и мудростью своих руководителей, благодаря своевременному правильному решению они могут сегодня обеспечить отдых своим юным землякам по доступным ценам. В Нижегородской области, например, только половина муниципальных районов и городских округов могут похвалиться сохраненными лагерями. Своих лагерей не имеют не только бедные сельскохозяйственные муниципалитеты, что объяснимо, но даже достаточно состоятельные, имеющие на своей территории крупное промышленное производство. Так, в Павловском районе в советское время было 9 лагерей: четыре заводских и столько же ведомственных. Сегодня функционирует лишь один – от Павловского автобусного завода. Есть на территории еще один лагерь, но он относится к ведению администрации соседнего Богородского района. Остальные лагеря давно в частных руках. Администрация района не раз поднимала вопрос о выкупе хотя бы одного бывшего лагеря, но это оказалось практически невозможно не только потому, что потребуется очень много капитальных вложений, а их не потянет бюджет. Причина еще и в том, что у лагерей много хозяев, и они не могут договориться об использовании земли и объектов даже между собой.В некоторых муниципалитетах дело обстоит лучше: там имеется один или даже два лагеря от предприятий и по одному муниципальному (так, например, в Кстовском, Выксунском, Арзамасском районах, в городах Сарове и Дзержинске), за детей, проживающих там, можно порадоваться. А вот детям многих других районов (я даже не стану их перечислять, в регионе 52 муниципальных образования, и список будет слишком длинным) повезло меньше: на их территории нет никаких лагерей – ни ведомственных, ни муниципальных. И хотя все дети формально имеют одинаковое право на путевку, а их родители – на возмещение части средств, пользуются этими правами немногие. Отчасти и потому, что родители опасаются отправлять детей одних далеко от дома. Опасения понятны и не нуждаются в комментариях.Нижегородскую область я беру лишь в качестве иллюстрации. Очевидно, что похоже дело обстоит во многих регионах. А это значит, что не каждый российский школьник имеет возможность отдохнуть летом за городом. Я не говорю о детях группы риска, их во всех регионах, за редчайшим, наверное, исключением, обеспечивают путевками за счет соцзащиты. Я о самых обычных подростках из так называемых среднестатистических семей, в которых родители работают и имеют обычные 28 дней отпуска, причем не всегда летом (хотя по КЗОТу имеют на него полное право). Свои отпускные дни родители, как правило, стремятся провести с детьми. А в остальные 66 дней летних каникул у мам и пап болит голова о том, как сделать отдых ребенка максимально безопасным и полезным для здоровья и развития. Хорошо, если есть школьный лагерь или какая-нибудь «практика» под руководством взрослых. Повезло, если есть бабушка, живущая все лето в деревне или на даче, и замечательно, если она еще в состоянии присмотреть за ребенком. А если всего этого нет?Тогда на помощь приходит муниципальный лагерь, путевку в который можно купить по вполне приемлемой цене. Например, в загородных лагерях, балансодержателями которых являются администрации муниципалитетов Нижегородского региона, ребенок может отдохнуть за сравнительно небольшие деньги: путевки стоят в среднем от 13 до 18 тысяч. Если родители не позже апреля напишут заявление в местный отдел образования, то можно рассчитывать на возмещение части средств, потраченных родителями на организацию детского отдыха. В Нижегородской области, например, сумма возврата составит 6300 рублей. Правда, написать заявление вовсе не то же самое, что получить деньги, но ждать можно: рано или поздно деньги должны вернуть. И, в общем-то, при удачном стечении обстоятельств путевка родителям, которые вовремя обеспокоились «лагерной» проблемой, обойдется от 7,5 до 12 тысяч. Сумма не огромная, прямо скажем, если речь идет о здоровье и благополучии ребенка.В ведомственных лагерях и здравницах, учредителями которых являются предприятия или негосударственные организации, путевки стоят гораздо дороже. В Нижегородской области, например, путевка в лагерь Павловского автобусного завода «Лесная здравница» обойдется родителям сравнительно недорого – всего 22 тысячи рублей, а в лагере от регионального управления ФСБ «Дзержинец» ребенок сможет отдохнуть за 36 тысяч. Самые состоятельные родители могут купить путевку в лагерь от ОАО «ВолгаТрансГаз», она будет стоить около 40 тысяч.Понятно, что мамы и папы, работающие в организациях, имеющих собственные здравницы, платят за путевки в разы меньше и даже кое-где вообще ничего не платят. Их детям, несомненно, повезло: семьи работников госкорпораций и силовых структур и так имеют уровень дохода гораздо выше среднего (зарплаты значительно выше, чем в среднем по региону), да еще и путевками почти бесплатными обеспечиваются. Работники бюджетной сферы могут рассчитывать лишь на 50-процентный возврат за путевку (если они вовремя написали заявление в отдел образования). Возможности выравниваются? Это как посмотреть…К слову, принципиальной разницы между дешевым и дорогим лагерем нет, то есть качество отдыха не зависит от стоимости путевки. Стоимость определяется лишь уровнем комфорта. Мне, например, известны очень положительные отзывы детей и родителей о муниципальных лагерях и отрицательные – об организации отдыха в дорогих. Конечно, все очень субъективно: ведь кто зачем едет. Главное все-таки для детей не наличие туалета и душа в номере, а интересная и захватывающая воспитательно-образовательная программа. Ее смогли организовать не везде, поэтому нередко дети жалуются на скуку, излишнюю строгость и сухость воспитателей и вожатых.Если же говорить о так называемых ведомственных лагерях, то их в Нижегородской области немного, в реестре нынешнего года таких всего 11. Есть еще 7 частных лагерей (стоимость путевок в них колеблется от 18 до 30 тысяч в зависимости от продолжительности смены и уровня комфорта). Также на территории региона имеется 4 государственных оздоровительных центра, три здравницы относятся к ведению региональных министерств (министерств образования, спорта и здравоохранения), 8 лагерей – они сейчас называются оздоровительно-образовательными центрами – находятся на балансе организаций, учрежденных администрацией Нижнего Новгорода (дешевле всего стоит путевка в лагерь городского Дворца детского творчества «Звездочка» – около 13 тысяч, в самый дорогой оздоровительно-образовательный центр – около 20 тысяч).Всего в нижегородском реестре 63 загородных лагеря. Кажется, что это много. Но если вынести за скобки казенные бюджетные или автономные организации, принимающие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, профессионально занимающихся спортом (их принимают три лагеря), небольшие муниципальные лагеря вместимостью до 100 человек в смену, то в расчете на огромный по численности регион получается совсем немного. А с учетом того, что вот уже несколько лет наблюдается рост рождаемости, можно сказать, что уже завтра проблема загородных центров отдыха встанет во весь рост. Решить ее местная власть в одиночку не в состоянии, время это доказало. Выход представляется один – необходимо как можно скорее утвердить федеральную программу (вроде той, что была реализована в целях обеспечения дошкольников местами в детских садах), которая бы позволила регионам выкупить бывшие лагеря и отремонтировать их в соответствии с современными требованиями или создать новые места отдыха там, где выкуп невозможен. Финансирование долгосрочного проекта могло бы выглядеть так же, как в вышеназванной программе, – 50 на 50, то есть федеральные средства плюс средства региона, которые могли бы складываться по-разному: за счет привлечения средств самого муниципалитета, вложений предприятий, работающих на их территории, частных вкладчиков и общественных фондов. Другим способом эту проблему просто не решить. А не решив ее, общество может очень скоро столкнуться с другой, более серьезной: неорганизованные безнадзорные дети за три летних месяца будут все чаще становиться жертвами стихий или, что еще хуже, непорядочных граждан, которые станут использовать детскую энергию в своих, отнюдь не благородных целях.Хочу вернуться к тому, с чего я начала свой текст. Очевидно, что если в Интернете встречаются предложения, подобные тому, что получила я, в нашей стране есть немало граждан, которые в состоянии купить бывший лагерь для создания собственной усадьбы. Для себя, своих родных и близких. Они могут позволить себе проводить там три летних месяца, принимать гостей и горя не знать. Средств у них хватит и на обустройство, и на содержание территории и строений. Конечно, комиссии Роспотребнадзора и Госпожнадзора к ним приезжать не будут, но можно не сомневаться: себя и близких они не подвергнут риску и ни в чем не ущемят.Нижегородская область
Комментарии