search
main
0

Мечта космонавта

МКС на школьной орбите

«Космический урок» – это образовательный проект Роскосмоса, посвященный научно-техническому творчеству школьников. Вместе с ребятами из Томска, Кемерова и Красноярска троицкие школьники из Гимназии имени Н.В.Пушкова этой осенью обсудили создание оранжерейного модуля на МКС.

Прямая трансляция идет прямо из класса. За первой партой гости: в. н. с. лаборатории биологических систем жизнеобеспечения в экстремальных условиях ИМБП РАН Маргарита Левинских и летчик-космонавт Александр Лазуткин, который летал в 1997 году на станцию «Мир», а позднее возглавлял Музей космонавтики. Кстати, Александр уже приезжал в Гимназию им. Н.В.Пушкова несколько лет назад. А в школьной команде – Яна Ростовская и Александр Рыбкин из 11‑го «Б», Кирилл Блюдов, София Кокуровская и Глеб Коренский из 9‑го «А», в роли научного консультанта Антон Миронов из ИФТ РАН, руководит проектом учитель информатики Татьяна Бирюкова.

Работа началась еще в прошлом году: Яна и Соня подружились на летней тематической онлайн-смене РИСКСАТа, там они решили сделать комнату виртуальной реальности для психологической разгрузки космонавтов. Девушки занялись психологическими аспектами и дизайном, мальчишки взяли на себя инженерную часть и 3D-моделирование. Защита прошла в апреле 2021 года на выставке космопроектов в санатории «Десна», и возникла мысль: почему бы не сделать отдельный модуль и воссоздать в нем земную гравитацию за счет центробежной силы? Хотя есть проблема – эффект гироскопа помешает управлению станцией в целом. Ребята придумали еще один модуль, который вращался бы в той же оси, но в противоположном направлении. Что в нем расположить?..

А в начале осени Татьяна Бирюкова побывала на школе повышения квалификации в «Сириусе», познакомилась с Юлией Богдановой из Томского университета и узнала о «Космическом уроке» и о том, что его нынешняя тема – космические теплицы. Почему бы не выращивать во втором модуле растения? Эксперты Роскосмоса идею одобрили, и Троицк подключился к проекту.

Школьники задают вопрос гостям: «Как работали с оранжереями на станции «Мир»?» Маргарита Левинских рассказывает, что начинали опыты с тестовой культурой брассика рапа (вид рапса), затем были горох, пшеница, капуста, ячмень… Александр Лазуткин вспоминает, что основную работу делала автоматика. «Космонавт не может все время быть около растений. Хотя очень хочется! – признается он. – Это на Земле, когда вокруг людей много, на растения внимания не обращаешь, а когда рядом два-три человека в течение года, ей-богу, хочется подойти к какому-нибудь цветочку и пошептаться с ним…»

Ключевой момент: соединение с МКС! На связи бортинженер станции Петр Дубров.

– Как долго вестибулярный аппарат адаптируется при переходе к микрогравитации? – спрашивает Кирилл Блюдов.

– От одного-трех дней до недель, у меня – чуть больше недели, – отвечает Дубров. – Говоря об адаптации, надо учитывать не только вестибулярный аппарат. Происходят перестройка всего организма, перераспределение жидкости в нем. Нужно привыкнуть и к условиям на станции – шуму, ограниченному пространству, тесному коллективу. Все это действует в комплексе.

– Если удастся сделать на одном из модулей искусственную гравитацию, может ли это стать альтернативой многочасовым занятиям спортом на орбите? – интересуется Александр Рыбкин.

– Такой модуль – мечта каждого космонавта, – отвечает Дубов. – Он позволит нам жить на станции почти в таких же условиях, как и на Земле. Мы сможем есть пищу из обычной посуды, принимать обычный душ… Полностью физических упражнений это не заменит, но позволит сократить нужное на них время.

– Это воплощение идеи Циолковского мне очень нравится, – говорит Маргарита Левинских. – Но уже показано, что растениям для роста в космосе гравитация не нужна, потому что они могут расти по направлению света.

Она предлагает выращивать не растения, а животных, скажем, устроить перепелиную ферму. Но это на будущее, пока, скорее всего, попробуют выращивать водоросли. Еще есть время доработать проект, чтобы представить демонстрационный 3D-макет на следующем «Космическом уроке» в середине декабря.

– Это первый ваш вклад в будущее космонавтики, – напутствует школьников Александр Лазуткин. – Когда-нибудь мы полетим к другим планетам, и я уверен, что вы станете не со стороны смотреть на освоение Марса, а создавать технику, которая будет там работать. Дерзайте, идите вперед, невзирая на моду. Космонавтика – это все!

Владимир МИЛОВИДОВ,
Татьяна БИРЮКОВА (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте