– За выпускными празднованиями, похоже, остались в стороне те ребята, которые стали победителями олимпиад. Какие-то льготы есть у них при поступлении?
Окончание. Начало читайте в №28
– Во-первых, все победители региональных олимпиад поступают в вузы без экзаменов. Это правило сохранено, более того, планируется сохранить его и при введении ЕГЭ в стадии закона. Только несколько меняется сама система проведения олимпиад, то есть уровень немного по-другому выстраивается. Во-вторых, возможны разные формы чествования ребят, которые становятся победителями. Например, накануне прошлого учебного года со всеми победителями международных олимпиад, с их родителями, учителями я встречалась в Департаменте образования. С ребятами-инвалидами, которые в прошлом году стали победителями пекинской олимпиады, я также встречалась в департаменте, мы дарили им подарки, говорили теплые слова. Подобные встречи проводятся также в префектурах, окружных управлениях образования. Я уже не говорю, что все эти ребята получают гранты в рамках нацпроекта «Образование».
– Насколько велика сейчас очередь в детские сады? При том условии, что требование Юрия Лужкова о ежегодном строительстве 100 детских садов будет выполняться, сколько понадобится времени на то, чтобы очереди не было как таковой?
– На сегодняшний день в очереди 29,5 тысячи тех, кто хотел бы отдать с 1 сентября детей в детский сад. За счет летнего периода на 1 сентября очередь останется около 20 тысяч ребят. В программе «Столичное образование-5» предусмотрено, что в 2012 году очередность в ДОУ в Москве будет практически ликвидирована. У нас и сейчас есть районы и даже округа, где нет очередности или она небольшая. Мы, выходя на Правительство Москвы, еще раз проанализировали ситуацию в тех районах, в которых очередность довольно большая. К 2012 году, повторю, при выполнении всех планов программы «Столичное образование-5» очередность в дошкольные учреждения будет ликвидирована. Дошкольное образование будет серьезным приоритетом.
– Почему растет очередность в ДОУ?
– Самая главная причина в том, что мы другой уровень дошкольного образования предлагаем москвичам. Все, что делается, делается не ради программ, международных конференций, чтобы себя показать. Для нас было приятной оценкой, когда мы провели дни открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для родителей. Честно скажу, я накануне встречалась с городским советом, они говорили: ну что там придумали, какие-то Дни открытых дверей, надо готовиться, что-то показывать, рассказывать. А когда провели, поняли, какой интеллект сосредоточен в ДОУ. Когда люди выходили из детских садов после дня открытых дверей, то говорили: мы не знали, что сегодня в Москве есть такие учреждения, с такими развивающими программами, разнообразными формами. Если перечислять, то на страницу наберется перечень новых форм дошкольного образования: лекотеки, инклюзивные, семейные и другие детские сады. У нас есть детские сады, где есть и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями в развитии. В первое время родители здоровых детей говорили, что не хотят быть в таких комбинированных детских садах, а сейчас в такие детские сады стоит очередь родителей здоровых детей.
– Следующий год будет Годом равных возможностей. Вы к нему уже готовитесь?
– Мы часто говорим, что многое на Западе делается для инвалидов. В Москве тоже немало сделано для инвалидов, но для нас очень важно сделать для них благоприятную среду. Но когда мы в Южном Бутове пустили автобусы для инвалидов, они ходили полупустые. У нас люди за много лет привыкли сидеть дома, поэтому сами не выходят. Юрий Михайлович Лужков на недавнем заседании Правительства Москвы сказал, что формы дистантного обучения мы должны ограничить, сделав это только для тех, кто не может выходить из дома. А ребенку должны максимально предложить такую форму обучения, чтобы он вышел из дома. Тогда он привыкнет выходить из дома и люди здоровые привыкнут видеть таких людей. Но это все страны проходили, надо просто работать. Перед образованием здесь очень большие задачи стоят, и, думаю, мы сможем их решить.
– Родителей первоклассников в силу того, что грядет 1 сентября, очень беспокоит, что будет делаться для адаптации детей в школе, особенно тех, которые не ходили в детские сады. Предусмотрены ли для этого какие-то меры, дополнительные психологические консультации?
– Тема адаптации ребенка существует столько же, сколько сама школа. Но в Москве она не очень актуальна, потому что если мы берем, что у нас 63% детей посещают детские сады, то 97% ребят 5-7-летнего возраста посещают дошкольные образовательные учреждения, а поэтому они уже адаптированы к тому, чтобы прийти в детский коллектив. Но, безусловно, перед учителем начальных классов всегда стоит эта проблема. Здесь уже каждый учитель внедряет свои методики, потому что понимает, что от того, как ребенку будет комфортно в школе, зависят и его будущие результаты в плане обучения.
– Известно, что портфели тяжелее допустимого возрастными нормами. Будут ли дети обеспечены так называемыми облегченными учебниками?
– По портфелю мы в начальной школе давным-давно решили вопрос с облегченными учебниками. Мы уже в этом году 9-е классы обеспечили, учебники будут выданы в школе, и на 100% школы обеспечены.
– Правда ли, что вместо привычных дневников будут портфолио, где будет вся информация об ученике? Правда ли, что есть такая идея?
– Идея не только есть, она существует в реальной жизни сегодня. Есть школы, которые перешли на достаточно высокий уровень обеспечения не только своего учебного процесса, но и пребывания ребенка в школе, начиная с того, что родителям отсылается sms, что ребенок в школе. Или родитель может на домашнем компьютере открыть сайт школы, классный журнал, но только строчку своего ребенка. Такую систему можно посмотреть у нас в ресурсном центре, мы планируем это расширять. Я разговаривала с директорами, смотрела, как этот процесс происходит, какие жалобы были. Были положительные статьи в СМИ, в обществе приветствуется подобный контроль, особенно когда это старшеклассники, дети, которые требуют особого внимания. Сразу замены не будет, будет постепенное внедрение подобных форм. Пока таких школ немного, порядка 5% от общего количества школ.
– Появятся ли какие-то новые предметы в новом учебном году?
– Нет, новых предметов в следующем учебном году не будет.
– Для московских школьников учебный год уже завершен. По линии департамента что делается для организации отдыха?
– Традиционно система летнего отдыха очень разнообразна. Это и городские лагеря, которые востребованы московскими семьями, и выездные, которые от общего объема составляют порядка 35%, – по форме это лагеря, экспедиции. Спрашивали, а что делать неуспешным детям, им же надо идти в школу подготовленными, им нужно ликвидировать за лето пробелы в знаниях. В связи с этим стали востребованы лагеря, в которых проводятся занятия с неуспешными детьми. Есть у нас лагеря для детей мигрантов, это связано с изучением русского языка как иностранного. В летний период мы стараемся помочь таким семьям, чтобы дети могли совершенствовать русский язык, чтобы потом смогли лучше учиться в школе. Традиционно будет наш замечательный международный лагерь по изучению русского языка, который мы проводим в июле. 30 стран подтвердили свое участие. Традиционно наши дети выезжают в Крым, Артек. Полностью обеспечен выездной отдых детей-сирот. Продолжается форма трудовых лагерей, но, к сожалению, их стало меньше, поскольку территорий, которые готовы принять детей на уборку урожая, в последнее время становится меньше.
– Хотелось бы узнать, как свое детство проводил главный учитель Москвы?
– Что касается моего летнего отдыха, я прошла обычную школу, была и в пионерском лагере. Честно скажу, не любила, сохранились слезные письма, в которых я писала маме, чтобы она взяла меня из лагеря. Но потом, когда стала работать педагогом, ездила работать вожатой в лагерь, всегда помня о том, что мне в лагерях самой не очень было комфортно, хотя я всегда была активисткой. Почему-то обычно некомфортно бывает в лагере детям, не очень активным в общественной жизни. Им хочется посидеть с книжкой, поиграть в шахматы, а их ведут на какой-нибудь смотр с песней. У меня был такой парадокс, что я была активной, а лагерь не очень любила. А вожатой в лагерь ездила с удовольствием.
– Сейчас московские муниципалитеты активно развивают дворовый спорт. Занимаются в этих секциях школьники и учащаяся молодежь. Но с осени до весны, когда заканчивается теплое время, заниматься спортом им негде, потому что в районе, по крайней мере нашем, я думаю, что и в других, нет закрытых спортплощадок. В то же время во всех школах есть спортивные залы, но они недоступны для внешкольной работы, для спортивной работы по месту жительства. Возможны ли, с вашей точки зрения, варианты решения этой проблемы? Может ли Департамент образования сотрудничать в этом направлении с органами местного самоуправления?
– Начну с вопроса – неправильные сделаны выводы. Может быть, конкретно не повезло в каком-то районе, что все школы закрыты. Одному из департаментов (не Департаменту образования) было дано поручение проверить, как используются залы в школах, и после проверки была дана такая оценка: 80% спортивных залов школ работают до 21 часа. Тренерами становятся учителя и организаторы физической культуры в нашей системе, потому что у нас, помимо школьных учителей, есть центры физической культуры и спорта в каждом округе. Муниципальные образования заключают договор с центром физической культуры, который работает по линии Департамента физической культуры и спорта, потому что у них тоже тренеры работают. Мы заключили трехстороннее соглашение – Департамент образования, Департамент науки и промышленности и Совет муниципальных образований Москвы, где мы рекомендуем установить ответственность всех сторон, чтобы был единый договор в Москве по использованию школьных залов для населения. Более того, мы даже говорим не только о детском населении района, не только об организации не секций, а спортивных клубов на базе школ. Там и финансирование, и организация работы совсем другая. Мы все-таки живем в таком климате, когда условия нам не позволяют всегда заниматься на открытых спортивных площадках. Более того, принята программа по строительству ФОКов, часть их строится на территории образовательных учреждений, там заключается соглашение, что в ФОКе могут заниматься не только дети, но и население.
– Есть ли у вас мечта на следующий год?
– Я думаю, мне надо не думать, чтобы предлагать что-то новое, а реализовывать проекты, которые были очень интересны, например, научно-технический центр на ВВЦ. Если я смогу эти проекты, начатые до меня, реализовать, это внесет новую струю в жизнь московского образования. Мечтать мне особенно уже и некогда. Мечты – это реализация тех планов и проектов, которые есть.
Комментарии