search
main
0

Мценское профессиональное чудо

Не знаю, как учат в этом ВПУ, но видела лица тех, кто здесь учится. Спокойные, улыбающиеся, доброжелательные. Ни тени страха перед вышестоящим начальством, как будто заместители министра к ним заезжают каждый день. Запросто, на чашку чая. Вообще чувствуется, что аврала по поводу приезда московских гостей не было, и это сразу располагало в пользу директора. А он, судя по всему, хотел, чтобы визит гостей был исключительно полезным и для них самих, и для коллектива. Поэтому всех позвали в кабинет, и начался разговор о профессиональном образовании вообще, об обучении в лицее в частности. Что понравилось сразу – в рассказе директора не было никакой похвальбы, все по делу, все конкретно и точно.

Лицей и молод, и стар одновременно. С одной стороны, ему 75, с другой – всего шесть лет. Созданный когда-то как крестьянская школа купцов Калашниковых, в 1989 году он получил статус высшего профессионального училища. Учатся здесь 654 человека, причем сорок процентов из них – сельские жители. Конечно, сорок процентов – число небольшое, но Иван Александрович рад, что в нынешнее трудное время удается сохранять такую пропорцию, привлекать к учебе тех, кто потом вернется к себе домой, в село. Их в ВПУ стараются готовить особенно тщательно. Особое внимание тем, кто поступил в лицей. Их обучают на уровне техникума (техник-механик, техник-электрик, агроном, бухгалтер). Техники имеют возможность получить высшее образование: у лицея тесные связи с Орловским педагогическим университетом, и его питомцы могут стать учителями биологии, сельхозтруда с правом преподавания химии. Все это реальная возможность для реализации концепции непрерывного образования, и лицей ее использует. Это, вне сомнения, привлекает все новых и новых учащихся.

Это все не значит, что в лицейские классы берут всех подряд. Желающий учиться должен сдать два экзамена – по математике и русскому языку. Прошли времена, когда ПТУ безропотно брали абсолютно всех. Теперь, когда уровень требований к специалистам растет, когда растет спрос на профессиональное образование, у лицея появляется возможность выбора учащихся. А выбирать есть из кого, потому что, помимо основных профессий, ВПУ предлагает ребятам еще и обычные рабочие – повар-водитель, мастер сельского хозяйства, продавец, электрик, водитель автомобиля. Жизненные профессии, пользующиеся спросом. А раз есть спрос, есть у ребят и четкая перспектива на трудоустройство. В наши дни это немало.

А что же с обычными школьниками, спросите вы. Обычный, если не попал в лицейскую группу, учится в обычной группе. Не хочет учиться, получит документ об окончании 10 классов, специальность и будет выпущен из училища досрочно. Таких обычно бывает 8-10 в год. Но бывают ребята, которые демонстрируют необыкновенное старание и прилежание в учебе. У такого ученика есть шанс перейти из обычной группы в лицейскую. Нерадивый же лицеист имеет очень реальную возможность перейти из лицейской группы в обычную. Такая гибкость в оценках дает возможность индивидуального подхода, позволяет сохранять всех учеников, никого не отчислять, давать каждому образование сообразно его силам и интересам. Выпускает каждый год ВПУ 35 техников, 195 рабочих. 13-19 выпускников продолжают учебу в вузе сразу со второго курса. Грачев считает, что за такой структурой – будущее. А если о чем и жалеет, то о том, что будущее это утверждается с трудом. И схема еще не совсем отработана – работает лицей в инновационном режиме, а это всегда непросто. По накатанной колее любой проедет с ветерком, а вот тот, кто прокладывает новую, неизменно сталкивается с огромными трудностями. А трудно Грачеву еще и потому, что ответственность велика. Получил лицей статус экспериментальной площадки Минобразования, это значит, что опыт Мценского лицея будет распространяться по всей России, попробуй тут ошибиться, попробуй не оправдать надежды. Не министерства, конечно, а коллег, которые к тому же не всегда имеют те же возможности и которым и советы, и опыт, ох, как нужны.

Говорю “Грачев”, “Грачеву”, но он не одиночка-экспериментатор, у него есть хороший, крепкий коллектив. С какой-то особой гордостью рассказал Иван Александрович о том, что 52 мастера, 42 преподавателя работают в инновационном режиме с удовольствием, с увлечением. Правда, наградить их за хороший труд не всегда просто: всего два заслуженных учителя в ВПУ, хотя могло быть много больше. И тут вступила в разговор Мария Николаевна – попеняла самому Ивану Александровичу: плохо заботится о лучших педагогах, не отправляет представления на присвоение звания, не добивается поощрения. Иван Александрович спорить с заместителем министра не стал, он даже обрадовался критике. Наверное, понимал, что теперь, заручившись ее поддержкой, сможет отметить своих лучших педагогов. Педагоги, между прочим, сразу повеселели, а до этого сидели с хмурыми, неулыбчивыми лицами (директор на мой вопрос по этому поводу ответил спокойно, что не хмурые, просто рабочий день к концу идет, еще не все сделано, что наметили). После этого мы почувствовали угрызения совести (оторвали людей от дела), и разговор пошел несколько быстрее, хотя говорили мы о многом. О том, как работает профильное отделение ВПУ, обучающее на базе лицея мценских школьников по специальностям “сельскохозяйственная техника”, “автодело”, “кулинария”, “технология торговли”, “ЭВМ”, “электротехника”; о том, как практически без всякой помощи Министерства обороны готовит ВПУ водителей для Вооруженных Сил; о том, что удалось организовать вечернее хозрасчетное отделение, где в одиннадцати группах за счет службы занятости, а также за собственные деньги готовят обучающихся бухгалтеров, продавцов, поваров, водителей, трактористов, секретарей-машинисток, цветоводов-декораторов. И тут возник у нас глобальный разговор о том, что появилось нынче множество обучающих фирм и организаций, которые готовят специалистов по дефицитным специальностям, не имея на то ни соответствующей базы, ни преподавателей. Обучат быстренько, дадут документ, и живи, выпускник, работай, где сумеешь устроиться. И стали мы прикидывать и так, и этак, как бы сделать, чтобы монополия на подготовку специалистов была все же у профессиональных учебных заведений. Все мы были “за”, но возник, как это всегда бывает, один простой вопрос с непростым ответом: где взять деньги на расширение материальной базы, позволяющей вести эту широкую и значительную по масштабам подготовку? Мценскому лицею на базу жаловаться грех: учебный комплекс (2 учебных корпуса, административно-бытовой, 43 учебных кабинета, 8 лабораторий, столовая, общежитие на 450 мест, пятиэтажный учительский дом), 26 автомобилей, 35 единиц самоходной тракторной техники; большое учебное хозяйство – 176 га земли, а на той земле – и сад яблоневый, и смородина, и малина, и картофель, и сахарная свекла, и овощи (в том числе и для лицейской столовой); и свинарник (а следовательно, и хорошая поддержка той же столовой). Показал нам Иван Александрович и новенькую агрохимлабораторию, которая уже не просто учебная, а может принимать и заказы. Между прочим, для лицея это еще один источник заработка, вовсе не лишнего для укрепления той же материальной базы, материального стимулирования труда лицейских работников.

Грачев рассказывал о своих делах обстоятельно, подробно, но было ясно, что те проблемы, которые он решает, одному не решить. Наверху, в министерстве, должны подумать о том, что нужно сделать, чтобы помочь, и не одному Мценскому ВПУ, но и другим таким же или желающим стать такими же. Мария Николаевна Лазутова тут же спросила: “Чего ждете от министерства, в чем мы в Москве недорабатываем?” Призыва к такому разговору собравшиеся, видимо, не ожидали – во всяком случае в рядах преподавателей возникло некоторое оживление, и все они снова заулыбались. Грачев, видимо, тоже к такому повороту дел был не совсем готов, но не смутился и стал четко перечислять проблемы. Первая – нужны грамотные юристы. И не где-то там, а прямо в училище. Дело в том, что законов нынче множество, но один противоречит другому. Директору, чтобы добиться положенного, реализовать новое, нужен хороший помощник. Юристов, специализирующихся на образовании, практически нет, а потому надо в рамках педагогических вузов, особенно тех, что стали педагогическими университетами, их готовить. Вторая проблема – сельскохозяйственная техника. По рисунку будущего тракториста или техника-механизатора не выучишь, нужен трактор, нужен комбайн как минимум. Кто их купит лицею? Никто, кроме него самого, а денег на это у него нет. К слову сказать, и типологии сельскохозяйственного оборудования для ПТУ тоже нет. Обо всем этом, как и о снабжении сельскохозяйственной техникой, по мнению Грачева, должно заботиться министерство.

Третья проблема оказалась немного неожиданной. Почему, спросил Грачев, мы говорим о психологах в основном для школы? Разве для ПТУ он не нужен? Может быть, даже больше нужен, чем школе, особенно для тестирования учителей, администрации, учащихся. Тестирование-то должно помочь в определении уровня интеллекта, в установлении нормального психологического климата в коллективе. Словом, готовить психологов нужно и для системы ПТО с учетом специфики деятельности этой отрасли. И, наконец, четвертая проблема – учебники. “До нас, простите, – отметил Грачев, – они просто не доходят. Иногда по предмету 2 учебника на все училище, разве можно строить в таких условиях полноценные занятия? А особенно не хватает учебников по гуманитарным предметам”. В этот момент все мы дружно сникли, потому что проблемы есть, но как их решать, сразу ответить трудно.

Встречу завершил по традиции обед, который по времени суток можно было бы точнее всего назвать ужином. Обедали в учебном кабинете, там, где обычно занимаются будущие продавцы. Обстановка соответствующая: на стендах подробно рассказывается о том, как выкладывать товары на прилавках, как упаковывать, какими они, товары, вообще бывают. Контраст был потрясающим: на стендах сплошь образцы иноземного производства, а на нашем столе – образцы чисто российской кухни. И медовый квас с хреном, и черный хлеб с майонезом, сыром и чесноком, и салаты. Интересно, что все стоявшее на столе было результатом учебной деятельности. И в этот момент я перестала быть журналистом: как самая обычная среднестатистическая женщина взяла в руки чужой карандаш и стала записывать рецепты, пробовать и записывать, и завидовать тем людям, которых эти будущие повара будут кормить. Повезет же некоторым! С этого момента я уже не жалела, что решилась на поездку в Орловскую область, и я думаю, об этом не жалели ни Мария Николаевна Лазутова, ни Юрий Михайлович Роговский, ни Анатолий Васильевич Елистратов. Никто.

День первый: заседание

Тема Всероссийского совещания была определена четко: проблемы малокомплектной сельской школы. Честно говоря, какая необходимость была в такой теме совещания после недавно проведенного на ту же тему в Белгородской области, не знаю. Но судя по тому, что представители 67 территорий все же на совещание прибыли, более того, с’ехалось в Орловскую область управленцев больше, чем намеревались принять хозяева, тема, видимо, для всех актуальна чрезвычайно. Впрочем, не исключено, что с’ехались управленцы для того, чтобы в очередной раз поговорить о своих проблемах, в основном о проблемах материальных. Начался первый день совещанием в здании городской администрации, торжественно-деловым заседанием, в котором приняли участие глава администрации Егор Строев, его заместители, педагоги и управленцы области.

Что характерно, в президиум вместе с областными руководителями и заместителями министра образования посадили и представительницу земского движения. Бог с ними, с президиумами, не так уж много они решают в нашей жизни, но иногда по тому, как собирают президиум, можно понять, какие приоритеты у управленцев. Что за фигура такая важная, представитель земского движения? Что за особый почет организации, которая пока никакими делами, кроме агитационно-организационных, ничем себя не проявила? Не логичнее было бы в почетный президиум усадить сельских учителей? Но, увы, никому в голову не пришло. А жаль.

Министр образования выступил с докладом. Ничего не могу сказать: доклады, раскрывающие весь комплекс проблем, нужны. Но, может быть, стоило этот длинный текст отпечатать заранее и раздать участникам для ознакомления, а обсуждение проблем сельской школы, не теряя времени, начать прямо в первый день, не откладывая на последующие. Но, вполне вероятно, это только придирки журналиста: все окружающие доклад выслушали с почтительным вниманием. Понять людей можно: не так часто министры выступают перед ними с докладами, демонстрирующими знание проблемы.

Зал, особенно гости, с нетерпением ждали выступления главы Орловской областной администрации. Были для этого особые причины, можно сказать, личного свойства. Егор Семенович – личность легендарная. Его жизнь успешно опровергает утверждения “рыночников”, что не все могут вписаться в нынешние экономические условия. Егор Семенович не просто вписался в современные условия, но и показал, что в этих условиях можно эффективно и успешно работать. Мы жили за городом, в межколхозном санатории, в город нас возили на автобусах, и видели мы из автобусных окон чистый, благоустроенный город, спокойных людей на его улицах, никаких нищих, минимум коммерческих киосков, машины с сельхозпродуктами на улицах – своеобразные магазины дешевых и качественных товаров. (А в Москве-то!). В наше время это немало, но ясно, что все зависит от первого лица – от главы администрации. При прочих равных материальных возможностях, которые есть у российских областей, лучше живет та, где лучше руководят, где думают ежедневно и ежечасно о том, как эффективнее решать многие жизненные проблемы. Егор Семенович Строев именно поэтому вызывал всеобщий интерес участников совещания. И еще потому, что о сельской школе глава администрации заботится больше всего. Строев ожидания оправдал: его выступление было деловым, интересным, и, если бы кто-то додумался провести совещание глав администрации по обмену опытом в деле поддержки образования, Егор Семенович мог бы быть на том совещании одним из основных докладчиков.

Выступающих было несколько. Ирину Сальникову, учительницу литературы из деревни Ключики, зал встретил аплодисментами, аплодисментами и проводил, воздавая в ее лице должное всем сельским учителям. И не только Орловской области. А вот выступление представительницы земского движения вызвало глухое раздражение зала. Обещала представительница, что, как только земское движение разовьется, Россия воспрянет. Непонятно было одно: где земства возьмут деньги, чтобы Россию возродить? Во всяком случае возрождать земскую школу авторы движения хотят весьма своеобразно: родители будут скидываться и оплачивать ее содержание. А что – здорово и просто, новый вид частного образования, новый способ уйти от государственного. Только под красивой земской вывеской. Представительница земского движения сообщила, что начать возрождение земского движения они предполагают с Орловской области. Интересно, проводил ли тот, кто принял такое решение, опрос населения, выяснял ли их намерения и интересы, их желание? Судя по всему, нет. А это значит, что в очередной раз навяжут из Москвы, из центра, людям нечто весьма привлекательное для этого центра, и есть опасность, что нанесут при этом налаженному хозяйству области непоправимый урон. Но, может быть, ничего страшного и не произойдет, сгущаю краски? Дай Бог! Скажу только, что ни с одним сельским учителем на совещании не “носились” так, как с представительницей земского движения. Это оставило неприятное впечатление.

По регламенту первая половина дня завершалась мероприятием под названием “Город мастеров”. Что будет, не знал никто, за исключением организаторов. Оказалось, приготовили они для всех сюрприз. На берегу небольшой речки, на зеленом лугу, раскинул свои шатры настоящий “Город мастеров”. А проще говоря, вышли все профтехучилища города со своими товарами, которые сделали их учащиеся в рамках производственной практики. Говорят, весь год Орел ждет этого момента с нетерпением и надеждой. Купить все товары можно по ценам, значительно более низким, чем в магазинах. Чего тут только нет: и мебель, и гарнитуры, и белье, и картины, вышитые разноцветными нитками по особым рецептам, и посуда, и пироги, и пирожные, и многое, многое другое.

До нашего приезда торговлю не начинали – высокие гости должны были осмотреть это великолепие во всей его красоте и неприкосновенности. Жители города слегка роптали, но демонстрировали понимание.

Прошли гости, и тут же по их следам раскупали все. Вернулись мы, чтобы приобрести приглянувшееся лакомство, а на огромном подносе – только крошки. Были куплены и кухонный гарнитур, и мини-трактор, и деревянные кровати, и наборы постельного белья. И только коллекция модной одежды, которую продемонстрировали девочки-модельеры, осталась в неприкосновенности – это золотой запас ПТУ.

Мне понравилось, как осматривал товары Строев. Смотрел, прикидывал, как все это можно использовать в городском хозяйстве, тут же давал поручения помощникам, чтоб оценили, насколько выгодно, насколько возможно организовывать маленькие производства на базе ПТУ. Завел мини-трактор, взялся за ручки, оценил, как нужна в сельском хозяйстве такая техника, поставил вопрос о том, чтобы наладить ее регулярное производство. Была запланирована просто экскурсия, а превратилась она в деловое обсуждение городских проблем (что в очередной раз вызывало уважение к главе администрации). Юрий Михайлович Роговский и Анатолий Васильевич Елистратов торжествовали и гордились. Образование может все. Радовался Евгений Викторович Ткаченко, и хорошо, что успел порадоваться. Никакой радости в тот день профтехобразование ему больше не принесло. Одни огорчения и досаду. И началось все это на послеобеденной встрече министра и его замов с участниками совещания, на встрече, посвященной подготовке к новому учебному году.

Министр образования рассказал присутствующим о положении дел, которое сложилось в отрасли и о котором каждый присутствующий хорошо знал в деталях и подробностях; о том, что нет учебников; о том, что нет финансирования; о том, что есть задолженности по коммунальным платежам. Я понимаю, что Ткаченко не мог поступить по-другому, потому что должен был все об’яснить, рассказать, что делает министерство, лично он. И об’яснял, и рассказывал, и сетовал на то, что отстаивать интересы образования трудно. Но это каждому из сидящих в зале было хорошо известно.

Образование должно быть приоритетной отраслью с хорошим финансированием. Министр доказывает это правительству и другим министрам, руководитель регионального органа управления образования доказывает это местным властям. Они одинаково отвергаемы, они одинаково обречены на глухоту власть имущих. Но что толку говорить о том, что есть. Гораздо эффектнее было бы поговорить на совещании о том, как выйти из положения. Но об этом разговора не было. Хотя могла бы быть совместная “мозговая атака” на проблемы, результаты которой стали бы лучшими рекомендациями Всероссийского совещания. Но разговор, как водится, свелся к нехватке средств.

Особенно горько сетовали на недостаток финансирования представители ПТО: учебные заведения отрасли в существующих условиях обречены на вымирание. У нас в глазах стоял орловский “Город мастеров” с его великолепной продукцией, а встревоженные руководители регионов говорили о возможном крахе таких “городов”.

В санаторий возвращались в настроении достаточно мрачном. Некоторые руководители регионов решили уехать досрочно, их уговаривали остаться. “Устал, – сказал мне давний знакомый новгородский руководитель Владимир Николаевич Аверкин. – Ну в самом деле, сколько можно воду в ступе толочь? Давайте строить финансирование по-другому. Скажем, составляем смету расходов такой, какой она должна быть, определяем сумму, которая необходима для того, чтобы ПТУ нормально работали. Представляем эту смету администрации. Предположим, администрация говорит: на все это денег нет. Тогда пусть решают, без чего можно ПТУ обходиться: без питания, без коммунальных услуг, без материальной базы. Решают и вычеркивают. А мы будем работать, а мы будем сокращать прием. Но вот только об’яснять народу, почему его детей не принимают в училище, почему не кормят, почему не дают форму, почему не топят в помещениях, должна тоже администрация. Вот тогда посмотрим, кто, кому и зачем нужен”.

“А министру вы об этом говорили?” – поинтересовалась я.

“А он меня не слышит”, – мрачно ответил Аверкин.

Но услышать и Аверкина, и других руководителей регионов министру пришлось. Прессу, как говорится, на разговор никто не приглашал, и можно только догадываться, каким был тот мужской разговор поздно вечером, переходящим в ночь.

Виктория МОЛОДЦОВА

Продолжение рассказа о педагогическом путешествии – в следующих номерах. (Для тех, кто остался подписчиком “УГ”).

Михайловская средняя школа Орловского района. Колхоз ТОО “Михайловский”.

Участницы конкурса “Утренняя звезда” Таня Ставцева и Оля Ступина.

В компьютерном классе

Фото Михаила Кузминского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте